Мы решили задать вопросы Андрею Владимировичу Туторскому, эксперту Фонда им. Миклухо-Маклая, Доценту исторического факультета факультета МГУ им. Ломоносова.
Событий в этот день было много, но, пожалуй, ключевое из них – торжественная передача Окуловскому муниципальному музею им. Н. Н. Миклухо-Маклая экспозиции выставки «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века».
Идейным двигателем создания выставки стал потомок и полный тезка Миклухо-Маклая – Николай Николаевич Миклухо-Маклай — младший, создавший Фонд сохранения этнокультурного наследия своего великого предка. Большая часть фотографий принадлежит сотрудникам МГУ Андрею Владимировичу Туторскому и Анастасии Анатольевне Винецкой.
Выставка «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века» составлена из копий рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая и фотографий, сделанных в начале XXI века российскими и австралийскими исследователями. О том, что именно вошло в экспозицию, как создавалась выставка, где уже выставлялась, рассказывает Андрей Владимирович Туторский.
— Андрей Владимирович , «Диалог сквозь века» — название обязывающее. О чем эта выставка? Кто с кем говорит?
— Автор основной идеи выставки – рисунок как приглашение к диалогу – Кристофер Баллард. В 2001 году он работал на острове Эфате (республика Вануату), на котором в настоящее время проживает община небольшого острова Лелепа. Этот остров в конце XIX века посетил Н. Н. Миклухо-Маклай, где он сделал несколько рисунков. Каждый из них, по мнению профессора Балларда, представляет собой диалогическую форму исследования. Традиционное этнографическое интервью – это монолог. Исследователь записывает слова непонятными для бесписьменных народов символами и увозит их. Никто из туземцев часто и не понимает, что собственно изучается. Рисунок, напротив, понятен и может быть прочитан. Туземцы могли корректировать советами рисунки ученого, а названия частей предметов Н. Н. Миклухо-Маклай записывал рядом с изображением. Таким образом, сам рисунок – это диалог исследователя с изучаемыми сообществами.
— Это изображения предметов, людей, чего-то еще?
— Например, на одном из скетчей Н. Н. Миклухо-Маклай сделал прорисовку орнаментов щелевого барабана, а также записал название его частей. Искусство изготовления этих музыкальных инструментов в XX веке кануло в Лету. В 2001 году на Эфате Кристофер Баллард показал рисунок щелевого барабана одному из мастеров общины Лелепа. В 2006 году, во время очередного приезда Балларда, мастер Манеару продемонстрировал исследователю щелевой барабан, который был сделан на основании зарисовок Миклухо-Маклая. Рисунок стал для туземного сообщества приглашением к диалогу с собственным прошлым.
В 1971 году, через 100 лет после первой поездки русского естествоиспытателя на Берег Маклая, группа советских ученых на океанографическом судне «Дмитрий Менделеев» отправилось к берегам Папуа-Новой Гвинеи. На этнографическую работу в деревне Бонгу им отводилось всего лишь пять дней. От того, как пройдет первое знакомство, зависел успех дальнейшей работы. Участники экспедиции взяли с собой рисунки Н. Н. Миклухо-Маклая. Их показали старейшему жителю деревни по имени Таног. Разбирая рисунки, Таног задержал на одном из них свое внимание и сказал: «Это Ассель, сын Туя». Так, рисунки стали приглашением к возобновлению диалога между жителями Берега Маклая и советскими исследователями.
Сравнивая рисунки с фотографиями 2010 года можно также заметить множество сходств. Еще один диалог, к которому приглашает выставка, это диалог между нашими знаниями, полученными из книг Миклухо-Маклая, и знаниями, полученными в ходе сбора полевых материалов в начале XXI столетия. Насколько эти знания различаются – судить посетителям выставки. Вместе с рисунками самого Миклухо-Маклая, эти изобразительные материалы позволяют проследить эволюцию культуры Бонгу в течение 150 лет.
— Кто оказал поддержку созданию выставки? Это же очень большое дело: найти, систематизировать, описать…
— Это событие было бы невозможно без участия целого ряда учреждений. Ряд копий рисунков ученого был передан институтом и музеем антропологии МГУ. Кроме того, эта выставка была бы невозможна без личной поддержки декана исторического факультета, профессора Ивана Ивановича Тучкова и директора института и Музея антропологии, академика Александры Петровны Бужиловой.
Помимо непосредственных организаторов выставки в первую очередь следует назвать архив Русского географического общества, который предоставил для выставки несколько копий редких рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая. Особую благодарность хотелось бы выразить заведующей архивом Марии Федоровне Матвеевой.
Значительное количество фотографий было получено от австралийских коллег: Елены Говор (Австралийский национальный университет) и Кристофера Балларда (Австралийский национальный университет, в настоящее время также Университет Французской Полинезии). Кроме того, один из рисунков происходит из архива объединенной Лютеранской миссии в городе Вупперталь. В этом архиве хранятся документы немецкой лютеранской миссии Берега Маклая (1884-1914).
— Сейчас выставка находится в Окуловском муниципальном музее им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Есть ли перспективы создать что-то новое? Возможно, еще ни разу не становившееся достоянием общественности.
— Вся выставка, в целом, должна стать приглашением к диалогу о важности знаний о великом русском ученом в российском обществе. Как продолжение этого диалога, Материалы для экспозиции нам даст предстоящая в сентябре-октябре 2017 года «Миклухо-Маклай XXI век –Берег Маклая», важной частью которой станет своеобразная реституция – передача копий рисунков ученого общине деревни Бонгу в округе Маданг.
И, конечно же, будем оперативно рассказывать о экспедиции, передаче рисунков и других мероприятиях на сайте Фонда сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая: http://mikluho-maclay.ru
Материал подготовлен Еленой Рожковой
На вопросы ответил Андрей Туторский эксперт Фонда им. Миклухо-Маклая, Доцент исторического факультета МГУ им. Ломоносова.