В 1971 г. и 1977 г. деревню Бонгу на Берегу Маклая посетили советские ученые, которые собрали много материала по культуре местных жителей, еще во многом сохранявших традиционный уклад жизни. И спустя сорок лет экспедиция «Миклухо-Маклай XXI век» направилась к далеким новогвинейским берегам, чтобы увидеть, как живут местные жители в век высоких информационных технологий.

Для меня эта поездка имела особую значимость, так как в 70-е годы в Бонгу побывал мой научный руководитель Д. Д. Тумаркин в качестве начальника этнографических отрядов советских экспедиций. Это был мой первый выезд не только на Новую Гвинею, но и в Океанию вообще, хотя этим регионом я профессионально занимаюсь уже много лет, а интерес возник еще в детстве.

Нашей экспедиции предстояло жить в деревне Горенду, но мы могли посещать и соседние деревни Бонгу и Гумбу. Высадка на Берег Маклая была очень волнительным моментом; я не знал насколько сильные культурные изменения могли произойти за последние сорок лет, а они наверняка были, ведь, наш мир изменяется катастрофически быстро. Нас встречала огромная толпа на берегу, собрались почти все жители трех деревень, а это почти три тысячи человек. Такое пристальное внимание и радушный прием заморских гостей мог означать только одно – память о великом русском ученом, путешественнике и гуманисте еще живет в сердцах местных жителей.

Для нас сразу исполнили несколько ярких, красочных пантомим, и это было незабываемое зрелище. Папуасы были одеты в традиционные наряды и под аккомпанемент ручных деревянных барабанов – окамов исполняли замысловатые песни и танцы.

Когда мы вошли в деревню Горенду, то я сразу увидел насколько сильно местные жители стараются придерживаться своих самобытных традиций. Большая часть построек носит исключительно традиционный характер: они сооружаются из древесных материалов (крыши кроются листьями саговой пальмы, стены изготовляются из расщепленного бамбука), имеют характерную форму и планировку. Каки раньше четко разделяются семейные хижины и дома для мальчиков (боджоу). Да и среди предметов домашнего обихода еще встречаются керамические горшки, производимые и приобретаемые в деревне Билбил. В прошлом, билибили, тогда обитавшие на одноименном островке у побережья, создали обширную торговую сеть, выменивая свои уникальные гончарные изделия на различные товары.

 

Для меня было счастливой неожиданностью узнать, что в Горенду еще весьма прочные и духовные традиции. Например, мне был показан ритуальный мужской дом – тамотал, где юноши проходят обряды инициации. Вход в него женщинам и непосвященным юношам по-прежнему строго запрещен.

Хозяйство папуасов не изменилось за все эти годы. Они занимаются земледелием, рыболовством и охотой. Выращивают ямс, таро, бататы, бананы, кокосовую пальму, а также папайю и кукурузу. Две последние культуры ввел Миклухо-Маклай. Из домашних животных содержат в основном кур и собак, а в одном доме я увидел котенка, которого завели, чтобы он уничтожал мышей. Свиней уже не разводят, но зато устраивают охоту на их диких представителей, которые в изобилии водятся в окрестных лесах. Теперь в каждой деревне имеется один специализированный охотник на этих животных, другие жители деревни могут при этом охотиться на других животных и птиц.

Мне посчастливилось принять участие в охоте на диких свиней. Охотник по имени Ялла утром одного дня взял меня с собой. Он вручил мне огромное копье с бамбуковым древком и железным наконечником, а у него было копье целиком изготовленное из железа. Ялла мне сообщил, что на диких свиней охотятся только при помощи копий. Нас сопровождали три его охотничьи собаки, которые обнаруживали свиней в густой чаще. На этот раз нам не удалось обнаружить животных, но я уверен, но только по причине того, что я выбрал позднее время выхода на охоту. Обычно она проводится в раннее утро. На рыбалку обитатели деревни выходят, как и в стародавние времена, на лодках-долбленках с балансиром. Они варьируют в размерах, но самые большие сейчас вмещают не более 4 человек.

Из музыкальных инструментов, помимо ручных барабанов-окамов, используются сигнальные раковины и деревянные сигнальные гонги – барумы. Правда, в Горенду барумов уже нет, но в Бонгу (один экземпляр) и в Гумбу (2 экземпляра) они сохранились. Предания о Маклае все еще составляют важную часть повествовательного фольклора деревень Горенду, Бонгу, Гумбу и Билбил. Они передаются из поколения в поколение и составляют особый предмет гордости местных жителей.

Конечно, перемены в жизни происходят даже в этих удаленных от центров цивилизации местах. Некоторые молодые люди уже имеют смартфоны и планшеты (их заряжают при помощи солнечных батарей), многие используют электрические фонарики. В повседневной жизни все люди носят уже современную одежду. Но эти нововведения весьма органично накладываются на старинный самобытный уклад жизни, полностью его не изменяя, но придавая весьма интересные черты.

Столица Папуа-Новой Гвинеи – Порт-Морсби также произвела неизгладимо приятное впечатление. Она имеет собственный неповторимый колорит, свою уникальную атмосферу. Особо порадовала встреча с учеными и преподавателями Университета Папуа-Новой-Гвинеи, у нас, со многими из них у нас завязались теплые дружеские и профессиональные отношения.

Нашей экспедиции удалось выявить, что стремление сохранить свои традиции и культуру очень сильны не только на Берегу Маклая, но и в целом по стране. Жители гордятся своим богатым историческим и этнографическим наследием и с радостью готовы показать его гостям. Будем надеяться, что в будущем у нас будет немало возможностей еще больше и глубже знакомится с этой замечательной страной и ее прекрасными людьми.

Читайте другие новости фонда:

[/vc_column_inner]
[/vc_row_inner]
Меню