КАНА́КИ, меланоновокаледонцы (самоназвание – kanak, от гавайского – человек), группа меланезийских народов, коренное население Новой Каледонии. Численность – около 105 тыс. чел. (2014, оценка). Подразделяются на группы: северную, южную и о-вов Луайоте. Северные канаки включают подгруппы: крайне северную – ялаю (яз. ньялаю), кумак, чаач, или мвенебенг, ньюа-бонде (яз. юанга), нджаве (ндьяве) и др.; северную – фвай, мвавеке, бвато и др.; центральную – чамухи, или чамуки (яз. чемухи), пати (яз. паичи). Южные канаки включают подгруппы: южную – аджиё, или андьиэ, орове, хамеа (яз. меа), харачыы , харагуре, или аракуре, и др.; крайне южную – дубеа, или друбеа (яз. думбеа), тайо, капоне, или квеньи (яз. нумеэ), хамеха (яз. меа) и др. На о-вах Луайоте живут деху, или лифуан (о-в Лифу), ненгоне, или маре (о-в Маре), иааи (о-в Увеа). Говорят на языках новокаледонской подгруппы океанийских языков, на некоторых существует письменность на основе латинской графики, на харачыы ведётся преподавание в начальных школах, на паичи и андьиэ – также в средних учебных заведениях, андьиэ служит языком богослужения и региональным языком. Распространён также франц. язык. Свыше 50% канаков – католики, остальные протестанты.
Новая Каледония была заселена носителями культуры Лапита в середине 2-го тыс. до н. э. Позже туда стали переселяться меланезийцы. К середине 19 в. насчитывалось 40–50 племён (каждое по 500–2000 чел.). Первый контакт с европейцами в 1774 г. (англичане). Н. Н. Миклухо-Маклай посетил Новую Каледонию и о-в Лифу в 1979 г. В своих дневниках он зафиксировал ценные сведения по культуре канаков. Земледелие у канаков было более развито, чем у других меланезийцев, практиковались ирригация и террасирование горных склонов. Осн. культуры – ямс и таро; выращивали также бананы, кокосовую пальму и др. В доконтактный период отсутствовали свиньи и собаки. Были развиты гончарство (в т. ч. сосуды с рельефными изображениями человеческих масок и ящериц) и резьба по дереву. Для ритуальных масок характерны сильно моделированный нос и открытый рот с двумя рядами зубов. У северных канаков маска иногда соединялась с накидкой с вплетёнными перьями. Имелись патрилинейные роды и фратрии. Широкое распространение имели авункулат и особые отношения внуков с дедами и бабками. Население делилось на знать и рядовых общинников. Существовали мужские дома, развитый этикет, система табу, иерархия вождей. Власть вождя передавалась по мужской линии, ограничивалась советом знати. Авторитет вождя во многом зависел от его ораторских способностей, ему приписывалось обладание безличной сверхъестественной силой (оро). Атрибутами вождя были круглая хижина с высокой крышей с резным шпилем, церемониальный топор с нефритовым лезвием (о коно, боулаиби боунбоут), раковинные деньги (ми). Среди вождей были распространены ритуальный каннибализм и полигиния. Умершие верховные вожди обожествлялись. Важную роль играли наследственные жрецы. Практиковалась татуировка.
Современные канаки сильно аккультурированы. Многие живут в городах, получают высшее образование, представлены в органах власти.
И. В. Чининов
к.и.н., научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН