Во время своих путешествий по Океании Миклухо-Маклай неоднократно отмечал в своих дневниках об обычае каннибализма, распространенного среди жителей ряда местностей, которые он посещал. Хотя Маклай и бывал в некоторых деревнях, населенных каннибалами, но свидетелем непосредственного процесса поедания человеческой плоти он никогда не был. Что же из себя представляла эта своеобразная практика?

В прошлые эпохи каннибализм практиковался во всех трех областях Океании: Меланезии, Полинезии и Микронезии, но не везде в одинаковой степени. В Меланезии он был распространен на Новой Гвинее, на архипелаге Бисмарка (о-в Новая Британия, о-в Новая Ирландия, о-ва Адмиралтейства и др.), на Соломоновых островах, на Вануату, на Новой Каледонии и на островах Фиджи. Несмотря на такое широкое распространение в Меланезии (на всех главных островных группах), каннибализм, тем не менее, даже здесь не являлся повсеместным явлением. Например, он отсутствовал на островах Тробриан, на о-вах Торрес и о-вах Банкс (северная часть Вануату), в южной части о-ва Бугенвиль (Соломоновы о-ва) и во многих других местах. В Полинезии каннибализм практиковался на о-вах Тонга, на о-вах Самоа, на некоторых из островов Кука, на Маркизских о-вах, на о-вах Туамоту, на о-вах Мангарева, на о-ве Пасхи (Рапануи), на Новой Зеландии.

Несмотря на отсутствии этой практики на Гавайских о-вах и о-вах Общества (включая о-в Таити), там во время религиозных жертвоприношений в символической форме могли употреблять отдельные части человеческого тела (например, проглатывались глаза). В Микронезии каннибализм был известен только на о-вах Кирибати, о-ве Понпеи (Понапе) и о-вах Чуук (на этой островной группе родственники умершего человека иногда поедали части его тела как проявление особой любви к нему).

Можно выделить три типа каннибализма в контексте океанийских культур:

1.​ «Продовольственный» («бытовой»). Человеческая плоть употреблялась в пищу главным образом ради утоления голода (в целом), или ради удовлетворения гурманских потребностей к человеческому мясу (в особенности).

2.​  «Карательный» (разновидность ритуального). Поедался враг (как правило, чужеземец-иноплеменник, но, в некоторых случаях, и обидчик из числа соплеменников) в знак наивысшего наказания, унижения и презрения к нему.

3.​ «Магический» (разновидность ритуального). Поедался либо враг, либо друг (включая родственника) в целях усвоения его (или ее) персональных качеств (например, силы, особых навыков, духовной сущности). При такой ритуальной форме каннибализма в некоторых обществах поедались только особые части человеческого тела, например, сердце, печень, мозг, глаз, гениталии.

Нередко эти формы могли совмещаться. Так, в некоторых обществах Нагорий Новой Гвинеи «карательный» каннибализм использовался в отношении врагов, а «магический» в отношении своих соплеменников. Что касается «продовольственного» каннибализма, то он встречался значительно реже. Наиболее пресловутые примеры этой формы характерны для западной части Соломоновых о-вов (островная группа Нью-Джорджия) и о-вов Фиджи.

Примечательно, что своего апогея каннибализм достиг на этих островных группах в XIX в., уже после начала регулярных контактов с европейцами, которые косвенно стимулировали усиление каннибализма, посредством продажи островитянам огнестрельного оружия из-за которого междоусобные войны становились более кровопролитными. На о-вах Нью-Джорджия каннибализм шел как дополнение к широкомасштабной охоте за головами, а на о-вах Фиджи каннибализм стал частично сбором людских тел (и врагов, и своих) для прославления и услаждения вождей крупных политических объединений, главным образом восточного побережья о-ва Вити-Леву. Войны приобрели захватнических характер, больше добывалось человеческих тел и усиливалось пристрастие к человеческой плоти.

Можно привести характерные примеры с о-вов Фиджи. В резиденции вождя конфедерации Мбау (восточная часть о-ва Вити-Леву) устраивались каннибальские пиршества по два-три раза в неделю. Когда воины Мбау разграбили вражескую деревню Верата (1839 год), они захватили там 260 мужчин, женщин и детей, чтобы в своем селении зажарить их в земляных печах.

Рекордсменом среди фиджийских каннибалов (вошел в книгу рекордов Гиннесса) был вождь из северо-восточной части о-ва Вити-Леву по имени Ундре Ундре, который отмечал камнями съеденных им людей. Таких камней насчитывалось по разным данным от 872 до 999. Для поедания человеческой плоти фиджийцы использовали особые деревянные вилки. Кроме того, на о-вах Фиджи, у народа толаи в северо-восточной части Новой Британии , а также на о-вах Герцога Йоркского (к северу от Новой Британии) существовали рынки по сбыту человеческого мяса.

В ряде районов каннибализм был исключительно привилегией мужчин, в других только вождей и знати (например, южная часть Вануату и Новая Каледония). На Новой Каледонии войны нередко предпринимались лишь с единственной целью – добыть человеческого мяса. Когда не было войн, то в пищу вождям шли их собственные соплеменники самого низкого социального статуса.

Примечательным было отношение этих людей к подобной практике. Известный вождь из племени хиенген по имени Буарате систематически убивал своих подданных из низшего слоя исключительно для удовлетворения своего каннибальского аппетита. И, несмотря на это, о нем и при жизни и после смерти среди его соплеменников можно было слышать только одни похвалы, а его время вспоминалось впоследствии, как время славы и благополучия.

Интересна история одного прославленного вождя о-ва Арт (к северу от Новой Каледонии), которому его вассал, вождь одного из северных племен, предложил при посещении исключительное угощение: правый глаз одного из его подданных, выдавленный им тут же собственноручно указательным пальцем. Высокий гость с удовольствием съел угощение, а несчастная жертва такого гостеприимства, дожившая до старости, сохранила полное почтение и любовь к своему вождю.

О том, как легко при помощи каннибализма решались вопросы духовного характера, видно из случая, происшедшего с одним христианским миссионером на Новой Каледонии. Однажды к нему пришел местный меланезиец, который изъявил желание принять христианство. Миссионер поинтересовался, сколько у него жен. Тот ответил, что имеет двух жен. Тогда миссионер отказал новокаледонцу в принятии христианской веры, заявив, что христиане могут состоять только в моногамном браке. Островитянин удалился, но через некоторое время явился вновь с тем же желанием стать христианином, при этом добавив, что у него теперь только одна жена. Когда миссионер поинтересовался, куда же подевалась вторая, то новокаледонец молча погладил себя по животу (дал понять, что вторая жена была им съедена). Миссионер после этого себя долго корил, что косвенно стал виновником каннибальского акта.

Европейские путешественники, миссионеры, ученые и торговцы также становились жертвами каннибальских драм. Одно из наиболее известных таких событий произошло в 1901 г. на островке Гоарибари у побережья залива Папуа (южная часть Новой Гвинеи), когда там высадились 12 христианских миссионеров для прозелитической деятельности. Проживавшие там представители народа керево перебили их, тела миссионеров съедены, а кости вывешены в качестве трофеев. Со временем каннибальские практики исчезли по всему океанийскому региону, хотя в некоторых районах Новой Гвинеи каннибализм сохранялся еще и во второй половине XX в.

 

Материал подготовил Игорь Чининов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН

Каннибальские вилки с островов Фиджи

Читайте другие новости фонда:

[/vc_column_inner]
[/vc_row_inner]
Меню