Сегодня наша собеседница — Ефимова Светлана Григорьевна, старший научный сотрудник НИИ и музея антропологии имени Д.Н.Анучина при Московском Государственном Университете имени М.В. Ломоносова, доцент, кандидат биологических наук.
Светлана Григорьевна любезно согласилась ответить на наши вопросы, связанные с личностью и наследием великого российского ученого и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Светлана Григорьевна, как связано имя Миклухо-Маклая с музеем антропологии? Именно благодаря работе Д.Н.Анучина Миклухо-Маклай стал известен в Советском Союзе, так ли это?
Путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая, их научное и общественное значение, его замечательная личность — необъятные темы. Десятки научных, научно-популярных и биографических работ о нем и его наследии, громадный архивный материал, музейные коллекции, – трудно даже перечислить массив информации, связанной с личностью этого выдающегося ученого и путешественника. Однако на родине долгое время его научный и общественный подвиг не был достаточно понят и оценен.
В 1869 году Николай Николаевич выступил в Москве на 2-м съезде русских естествоиспытателей и врачей с докладом о необходимости создания морских биологических станций. С этого времени Миклухо-Маклай приобрел в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете единомышленников и друзей, готовых оказать ему поддержку. Глава Московской школы антропологов А.П. Богданов внимательно следил за успехами молодого коллеги, состоял с ним в переписке и, через ОЛЕАЭ, оказывал материальную помощь.
Д.Н. Анучин – основатель кафедры Антропологического музея в Московском университете, как известно, до последнего дня своей жизни бился за издание трудов Миклухо-Маклая. В 1923 году был, наконец, опубликован первый том «Путешествий» Миклухо-Маклая. Не дожив до выхода в свет этого труда, Анучин подробно описал все этапы сложной и трудоемкой работы (начатой еще в 1895 г.) по подготовке к публикации научного архива Н.Н. Миклухо-Маклая (рукописи, записные книжки, дневники, заметки, рисунки, фотографии, брошюры и т.д.), переданного его вдовой в Русское Географическое Общество.
И в этом было не только проявление чувства долга ученого, но также восхищение и интерес к личности Миклухо-Маклая. Впервые они познакомились в 1870 году, случайно встретившись во дворе Московского университета. Затем, в 1874 году, в сборнике «Природа» появилась статья Анучина «Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее», в примечании к которой Д. Н. Анучин, выполнивший ее перевод, писал: «Заключая в себе многие любопытные наблюдения над физическим складом и особенностями одного из первобытных племен, она представляет большой интерес в антропологическом отношении, тем более, что раса папуасов принадлежит к числу наименее изученных, а занимаемая ими страна почти еще совершенно не исследована» (Природа. 1874. Кн. 2. С. 67).
В 1882 г. Маклай вернулся в Россию после 12-летнего периода экспедиций. Это возвращение было триумфальным: о нем писали все газеты, излагали биографию, восторженно описывали его путешествия и результаты исследований. На заседаниях ученых обществ Москвы и Петербурга при огромном стечении публики Миклухо-Маклай читал свои доклады. За его работы по антропологии и этнографии, «выразив уважение к его энергии и самопожертвованию, столь ярко выяснившиеся во всех его путешествиях», ОЛЕАЭ 15-го октября 1882 года присудило ему Золотую медаль. Перу Дмитрия Николаевича Анучина принадлежит одна из первых обстоятельных биографий Миклухо-Маклая, в которой он опирался только на факты.
В России только Кунсткамера, РГО и ваш Музей хранят рисунки ММ, использовались ли они для научно-исследовательской работы?
После выхода первого издания его трудов (Миклухо-Маклай, 1923), дальнейшая работа по изданию трудов Миклухо-Маклая сосредоточилась в основном в Институте этнографии АН СССР, которому в 1947 году было присвоено имя ученого. В 1940-1941 гг. были подготовлены «Путешествия» в 2-х томах, а в 1950-1954 гг. вышло первое собрание сочинений, в котором был представлен почти весь известный к тому времени фонд научного наследия Миклухо-Маклая. Основная часть документальных материалов Н.Н. Миклухо-Маклая сосредоточена в России (в Ученом архиве Географического общества и Ленинградском отделении Архива РАН (Матвеева, 1971)). Кроме этого, много документов, письма, некоторые коллекции, хранятся в Музее Сиднейского университета (Macleaу Museum), в библиотеке Сиднейского университета (Fisher LIbrary) и Государственной библиотеке (Mitchell Library).
Потребовались долгие годы, чтобы ценнейшие документальные материалы Миклухо-Маклая оказались максимально собранными, изученными и опубликованными. Сейчас мы располагаем таким уникальным изданием, как собрание его сочинений в шести томах, вышедшее в издательстве «Наука» в 1990-1999 гг. (Николаев, 2002). Антропологические статьи сосредоточены, в основном, в третьем томе (Миклухо-Маклай, 1993), и стоит перечитать эти работы, снабженные содержательными комментариями и иллюстрациями.
Существует еще один исторический, научный и художественный источник из наследия Н.Н. Миклухо-Маклая, информационный потенциал которого до конца не исчерпан. Это несколько сотен (точная цифра неизвестна) его рисунков: портреты аборигенов, этнографические и антропологические, анатомические зарисовки, пейзажные наброски, изображения животных, птиц, рыб. Основная масса иллюстраций, имеющих научную и историческую ценность, вошла в шеститомное издание трудов Миклухо-Маклая, осуществленное в 1990-2006 гг., однако в этом направлении еще есть над чем работать. До сих пор, к сожалению, не осуществлена должным образом систематизация рисунков ученого, которые хранятся в разных учреждениях нашей страны и за рубежом. И, безусловно, необходима их публикация с высоким качеством полиграфии.
В Музее антропологии МГУ хранится часть рисунков (38 единиц хранения) еще с 1898 г., в связи с подготовкой Д.Н. Анучиным издания трудов Н.Н. Миклухо-Маклая. Эти зарисовки, выполненные им с мастерством и точностью, наряду с собранным краниологическим и антропометрическим материалом составляют важную часть его научного наследия, широко используются в лекционной и музейной работе.