— Идеи, которые легли в основу деятельности Фонда им. Миклухо-Маклая, близки и созвучны Вам?
Без сомнения, мне близки идеи Николая, как старшего, так и младшего. Мне всегда были симпатичны люди, которые наперекор стереотипам и общественным догмам пытаются донести, порой, очевидные для нас вещи. Плюс — это путешествие, неизведанный уголок планеты, где я надеюсь этой осенью побывать.
— Как Вы считаете, нужны ли сегодня такие подвижники, как Миклухо-Маклай младший?
Ответ на это вопрос очевиден — я поддерживаю то, что он делает.
— Какой Вы видите свою роль в процессе возрождения идей и памяти об удивительной истории великого российского путешественника?
Сейчас мы создаем бизнес-проект, отчасти он консалтинговый. Цель в том, чтобы, привлекая российский бизнес к сотрудничеству с ПНГ, Фонд оказывал консалтинговые услуги, а, тем самым, жил и работал для науки не за счет благотворительности. Можно дать человеку рыбу, а можно удочку, и второе намного эффективнее. Прагматичные бизнесмены оплачивают полезные для себя услуги консалтинга, коммуникационные услуги взаимодействия с местными органами власти, местным бизнесом. А на сегодняшний момент лучше всех информирован о ПНГ Николай, другие участники Фонда, и люди, которые вместе с ним занимаются этой работой. В том числе, это мои сотрудники, ведущие аналитики компании. Один из них уже два раза побывал в ПНГ, и получил не столько культурный опыт, сколько опыт в области бизнеса и финансов этой страны. Думаю, сегодня в России он самый крупный специалист по Папуа – Новой Гвинее в этих областях. Практически по любой отрасли промышленности в ПНГ он уже может проконсультировать, что и происходит.
— Проект, конечно, не только практичный, но очень эмоциональный. У Вас есть мечты, связанные с этим проектом?
Это очень хороший шанс для России и ПНГ, как бы банально это не звучало. У Николая Николаевича была мечта создать на острове русскую деревню, чтобы между народами появилось национальное, межкультурное общение. На самом деле, у этой идеи есть хорошие перспективы. Как не странно, очень многое нас сближает.
Когда в России гостила группа из университета ПНГ, однажды вечером мы беседовали о жизни, о быте. И зашел разговор о том, что, приезжая на дачу в России, мы работаем в огороде и ходим собирать грибы и ягоды. Это очень развеселило наших гостей, и они рассказали, что, приезжая в свою деревню, тоже работают в огороде и ходят в лес что-то собирать. У нас черника, а у них экзотические фрукты, — в этом вся разница.
Позже, когда вынесли на блюде поросенка, они были в восторге, — как и у нас, это у них национальное блюдо. Выносить поросенка на празднике – буквально их традиция. И таких моментов много. Например, когда мы некоторое время назад отправили к ним группу геологов, они остановились в деревне и жили с местными в одной хижине. А когда прощались, жители деревни сказали им: «Вы, русские, такие классные. Вы ночевали с нами под одной крышей. Ни одному австралийцу или англичанину это даже не придет в голову».
Ментально мы во многом близки. Жители Папуа – Новой Гвинеи абсолютно не испорчены цивилизацией. Отношения между людьми – это их главная ценность, держать слово – это закон. А мы в России еще не совсем испорчены цивилизацией. И нам есть чему у них поучиться. Хотелось бы, чтобы там нас воспринимали как близкий по духу народ. А если у нас будут не только культурные, но и бизнес контакты, которые способны толкать и двигать наши отношения, у мечты есть перспектива стать реальностью!
Беседовала Оксана Сосновская