Высоту 5642 м Юрий Эмайкин покорил дважды. И во второй раз с особым смыслом и целью, которая помогла ему преодолеть все трудности очень непростого маршрута. Кто же этот оригинальный человек, и почему флаг далекой Папуа – Новой Гвинеи – страны детской мечты любого советского мальчишки, — оказался на вершине России, мы поговорили с самим Юрием Михайловичем Эмайкиным.
— Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, почему Вы решили водрузить флаг на вершине Эльбруса.
О себе скажу вкратце: родился в 1969 году в Ленинграде, учился в Ленинграде, а потом в Санкт-Петербурге, затем тогда еще советская армия. Когда вернулся, поработал брокером на товарно-фондовой бирже. А в 1994 году мы с двумя моими товарищами организовали инвестиционную компанию «Ленмонтажстрой». Компании в этом году 25 лет, и все три учредителя продолжают работать, а компания успешно развивается. С 1994 года вся моя жизнь связана с этой компанией. Я женат, у меня трое детей – 10, 8 и 5 лет. Из хобби — увлекаюсь исторической реконструкцией, – я основатель военно-исторического клуба французской артиллерии времен Наполеона, и горными лыжами.
Увлекаюсь горным туризмом. Люблю ходить в горах, путешествовать очень люблю в любых форматах – и пешком, и под парусами, а, в общем — на чем угодно. Такая у меня жизнь – всегда в движении.
— А почему флаг Папуа – Новой Гвинеи?
Почему флаг? Я с друзьями уже был на этой вершине одиннадцать лет назад. Сейчас товарищ позвал меня в команду, и я согласился. Но всегда нужно наполнять жизнь какими-то смыслами. Чтобы легче было идти – нужны цели. Я себе несколько целей поставил, и флаг на вершине — одна из них.
А все началось с той минуты, когда я познакомился с Николаем Миклухо-Маклаем, потомком великого русского путешественника и гуманиста, и услышал его необычную историю, ставшую продолжением истории, которой уже почти 150 лет. Оказывается, на далеком острове до сих пор помнят Россию, а планов и проектов у Фонда им. Миклухо-Маклая хватит не на одну жизнь. Я не смог пройти мимо, захотелось стать частью этого важного дела просвещения россиян в области истории, географии, участвовать в научных исследованиях, которым руководил Миклухо-Маклай в ПНГ, фактически возрождая российские исследования Океании. Мы начали поддерживать проекты Фонда, кажется, всего лишь год назад, но событий хватит на пятилетку. Уже много сил и души вложено.
А идея моя в том, что Папуа — Новая Гвинея – это далекая для России точка на карте мира, и для жителей Папуа – Россия тоже очень далекая и даже недоступная. Эльбрус – высочайшая вершина Европы, тоже недоступная. Я посчитал, что для жителей ПНГ будет очень приятно, если флаг их страны окажется на этой вершине. И флаг там побывал, мы подняли его 23 июня 2019 года. Так это и случилось, и было очень волнительно развернуть его на вершине, чтобы жители Папуа — Новой Гвинеи знали и порадовались, что жители России о них помнят и делают что-то в их честь.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, о своем знакомстве с современным Николаем Миклухо-Маклаем.
С Николаем Николаевичем младшим я знаком года два. Мы встретились на одном из приемов, куда его пригласил наш общий товарищ. Вечер начался, мне представили его, и Николай стал что-то рассказывать. А часа через полтора моя супруга сказала мне: «Извини, дорогой, но ты подвис…». И с этого момента все началось. Уже через несколько месяцев мы начали помогать Фонду, и появилось общее дело, пошел уже не столько благотворительный, а некий системный процесс — участие в общем проекте.
Без сомнения, мне близки идеи Николая, как старшего, так и младшего. Мне всегда были симпатичны люди, которые наперекор стереотипам и общественным догмам пытаются донести, порой, очевидные для нас вещи. Плюс — это путешествие, неизведанный уголок планеты, где я надеюсь этой осенью побывать.
— Как Вы считаете, нужны ли сегодня такие подвижники, как Миклухо-Маклай младший?
Ответ на это вопрос очевиден — я поддерживаю то, что он делает.
— Какой Вы видите свою роль в процессе возрождения идей и памяти об удивительной истории великого российского путешественника?
Сейчас мы создаем бизнес-проект, отчасти он консалтинговый. Цель в том, чтобы, привлекая российский бизнес к сотрудничеству с ПНГ, Фонд оказывал консалтинговые услуги, а, тем самым, жил и работал для науки не за счет благотворительности. Можно дать человеку рыбу, а можно удочку, и второе намного эффективнее. Прагматичные бизнесмены оплачивают полезные для себя услуги консалтинга, коммуникационные услуги взаимодействия с местными органами власти, местным бизнесом. А на сегодняшний момент лучше всех информирован о ПНГ Николай, другие участники Фонда, и люди, которые вместе с ним занимаются этой работой. В том числе, это мои сотрудники, ведущие аналитики компании. Один из них уже два раза побывал в ПНГ, и получил не столько культурный опыт, сколько опыт в области бизнеса и финансов этой страны. Думаю, сегодня в России он самый крупный специалист по Папуа – Новой Гвинее в этих областях. Практически по любой отрасли промышленности в ПНГ он уже может проконсультировать, что и происходит.
— Проект, конечно, не только практичный, но очень эмоциональный. У Вас есть мечты, связанные с этим проектом?
Это очень хороший шанс для России и ПНГ, как бы банально это не звучало. У Николая Николаевича была мечта создать на острове русскую деревню, чтобы между народами появилось национальное, межкультурное общение. На самом деле, у этой идеи есть хорошие перспективы. Как не странно, очень многое нас сближает.
Когда в России гостила группа из университета ПНГ, однажды вечером мы беседовали о жизни, о быте. И зашел разговор о том, что, приезжая на дачу в России, мы работаем в огороде и ходим собирать грибы и ягоды. Это очень развеселило наших гостей, и они рассказали, что, приезжая в свою деревню, тоже работают в огороде и ходят в лес что-то собирать. У нас черника, а у них экзотические фрукты, — в этом вся разница.
Позже, когда вынесли на блюде поросенка, они были в восторге, — как и у нас, это у них национальное блюдо. Выносить поросенка на празднике – буквально их традиция. И таких моментов много. Например, когда мы некоторое время назад отправили к ним группу геологов, они остановились в деревне и жили с местными в одной хижине. А когда прощались, жители деревни сказали им: «Вы, русские, такие классные. Вы ночевали с нами под одной крышей. Ни одному австралийцу или англичанину это даже не придет в голову».
Ментально мы во многом близки. Жители Папуа – Новой Гвинеи абсолютно не испорчены цивилизацией. Отношения между людьми – это их главная ценность, держать слово – это закон. А мы в России еще не совсем испорчены цивилизацией. И нам есть чему у них поучиться. Хотелось бы, чтобы там нас воспринимали как близкий по духу народ. А если у нас будут не только культурные, но и бизнес контакты, которые способны толкать и двигать наши отношения, у мечты есть перспектива стать реальностью!
Беседовала Оксана Сосновская