Изучение культуры папуасов Берега Маклая в 2017 году с научной точки зрения возможно в нескольких аспектах.
Культура папуасов берега Маклая
Культура папуасов берега Маклая – динамичное явление, она изменяется на протяжении каждого десятилетия. В 1880-е она пережила этап колонизации, в 1920-е этап смены колониальной администрации с немецкой на австралийскую, в 1970-е – 1980-е этап деколонизации, а в настоящее время переживает период глобализации. Все эти процессы отражаются как на материальной культуре (изменения строения домов, пищи, использование продуктов промышленного производства), так и на духовной культуре (изменение образа европейца, изменения религиозных представлений, изменение глобальной картины мира людей).
Отечественная наука имеет в изучении Берега Маклая преимущество перед западной. В 1870-1871, 1876-1877 и 1883 году культуру местных папуасов описал непосредственно Николай Николаевич Миклухо-Маклай. В 1890-х – 1910-х подробные отчеты о положении дел на Берегу Маклая, а тогда колонии Фридриха Вильгельма были сделаны миссионерами Рейнской лютеранской миссии и чиновниками колониальной администрации (Б. Хаген, А. Ханке). Эта данные практически не введены в научный оборот и хранятся в одном из немецких архивов. В 1940-е -1950-е антропологические исследования велисьавстралийскими антропологами (П. Лоуренс, П. Манстер и др.). В 1971 и в 1977 годах на Берегу Маклая дважды работали комплексные советские экспедиции (Д. Д. Тумаркин, Н. А. Бутинов, Б. Н. Путилов), изучавшие этнографическое своеобразие, фольклор и антропологический состав местного населения. В 1980-е активно изучалась устная история округа Маданг (куда входит берег Маклая). В 2010 году исследователями МГУ были зафиксированы предания о Маклая в деревне Бонгу.
Таким образом, отечественная науки располагает действительно уникальной летописью культурных изменения на Берегу Маклая. Она уникальна тем, что 1) первое описание сделано ученым, а не представителем колониальной администрации или миссионером и содержит полную характеристику культуры и языка; 2) культурная динамика фиксируется через каждые 10-20 лет, что также очень большая редкость; 3) местные жители по-прежнему сохраняют высокий уровень уважение к европейцам, и в особенности к согражданам Н. Н. Миклухо-Маклая. Все эти три особенности делают сведения о динамике культуры Берега Маклая – уникальным историческим и этнографическим проектом. Однако этот проект может стать еще более ценным, если исследования будут продолжены. Задача экспедиции 2017 года – сбор актуальных сведений о культуре, фольклоре и антропологических особенностях жителей Берега Маклая.
Предания папуасов о Маклае
Предания папуасов о Маклае – отдельная тема исследования. «Образ Маклая» в этих преданиях является не столько образом исторического персонажа, то есть непосредственно российского ученого, сколько обобщенным образом европейца. Вместе с тем, личные черты для этого образа характерны, в частности для папуасов очень важно существование живых родственников Н. Н. Миклухо-Маклая и их возможное участие в обмене дарами с ними. Предстоящая экспедиция позволит зафиксировать факт обмена дарами, синг-синг (ритуальное представление), связанный с этим дарением. Кроме того, этот факт окажет значительное влияние на легенды и сказания папуасов. Необходимо будет в ближайшие 2-3 года снова организовать поездку на Берег Маклая для фиксации изменений преданий и легенд, вызванных этим обменом в 2017 году.
Важно также иметь ввиду, что легенды о Маклае существуют не только у жителей деревни Бонгу, где непосредственно жил Миклухо-Маклай в XIX веке, но и у жителей соседних деревень (Били-Били, Паним, о. Кранкет и ряд других). Необходимо зафиксировать как можно больше легенд с максимально широкой географией их распространения.
Уважительное отношение к европейцам
Как уже говорилось, папуасы Берега Маклая сохранили чрезвычайно уважительное отношение к европейцам, среди которых они выделяют россиян и сохраняют к нам особенно теплые чувства. Исследование культуры Берега Маклая также чрезвычайно важно с точки зрения исследования образа России у жителей стран третьего мира. Необходимо исследовать реакцию местных жителей на последние события мира и узнать, как они оценивают роль России в этих изменениях. Очевидно, что представления о России будут иметь полумифологический характер. Вместе с тем, именно на основании таких представлений часто строится самосознание людей и именно эти представления затем воплощаются в реальные политических проекты.
В методическом плане планируется проведение опросов, анкетирования и интервью. В качестве дополнительного инструмента возможно использование изображений (фотографий) предметов быта и обрядовой деятельности жителей Берега Маклая из коллекций, собранных здесь в последней четверти XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклаем. Это позволит выявить скорость и вектор изменений за почти полуторавековой период, что необходимо для анализа процессов культурной модификации и их причин.
По итогам экспедиции на Берег Маклая предполагается издать сборник легенд о Маклае с историко-культурными комментариями, а также статьи, фотографии и изображения, отражающие динамику культуры Берега Маклая с 1880-х по 2017 гг.