Во время проведения полевых этнографических работ в деревнях Горенду и Бонгу удалось установить, что хозяйственный уклад бонгуанцев (папуасская этническая группа, проживающая в деревнях Бонгу, Горенду и Гумбу) не претерпел существенных изменений за прошедшие 40 лет, когда этот район посещала советская научная экспедиция. Основными занятиями местных жителей по-прежнему остаются сельское хозяйство, рыболовство и охота. Последние две отрасли, как и раньше, носят вспомогательную функцию. Главными сельскохозяйственными культурами остаются кокосовая пальма, ямс, таро, батат, бананы, сахарный тростник, папайя, кукуруза (папайя и кукуруза были интродуцированы Н. Н. Миклухо-Маклаем). Из домашних животных известны только собаки и куры. Свиней не содержат, из-за угрозы посадкам кокосовых пальм и другим сельскохозяйственным культурам.

Из-за наложения христианскими миссионерами строго запрета на употребление собачьего мяса, единственным домашним животным, которое сейчас папуасы употребляют в пищу, остается курица. Дополнительные источники животного белка обеспечивают рыболовство и охота. В охоте произошли изменения, в сравнении с 70-ми годами прошлого столетия. Облавная охота на диких свиней, в которой участвовали мужчины нескольких общин и сопровождавшаяся выжиганием травянистой растительности на безлесных участках, полностью ушла в прошлое. Сейчас в каждой деревне имеется один профессиональный охотник на диких свиней, который использует специально обученных охотничьих собак и применяет на охоте исключительно копья различной длины. На других животных (включая птиц) подобная специализация не распространяется, но используется традиционное оружие – лук со стрелами. На рыбную ловлю бонгуанцы выходят на деревянных лодках-долбленках с балансиром, и при лучении применяют острогу.

В поселении выделяются семейные хижины, мужские дома, одиночные хижины и хозяйственные постройки. К хозяйственным строениям относятся навесы для сушки копры, туалеты и кухни (одна очень большая «кухонная хижина» в Горенду используется и в качестве дома собраний для взрослых мужчин). Во времена Миклухо-Маклая у бонгуанцев не было хозяйственных сооружений, эти элементы появились уже в колониальную эпоху. Среди семейных домов господствуют постройки на сваях, которые распространились в этом районе Новой Гвинеи на рубеже XIX и XX веков. В этом плане они отличаются от старинных папуасских домов. Но при этом, кровли по-прежнему двускатные и принцип их конструкции не изменился (в деревне Горенду есть только одно исключение – семейная хижина, которая почти полностью сооруженная из металлических материалов и с плоской крышей).

Как и в давние времена, почти все семейные хижины изготавливаются из древесных материалов, а кровлю покрывают листьями саговой пальмы. Семейные хижины представляют большое разнообразие, как по размерам, так и по отдельным деталям строения. Особо следует выделить мужские дома, или точнее, дома мальчиков (на бонгуанском языке боджоу или house-boy на языке ток-писин). Они также сооружаются на сваях, имеют в основном двускатную кровлю, но имеют некоторые конструктивные отличия от семейных хижин. В домах мальчиков проживают юноши после прохождения ими обряда инициации в мужском доме (на языке бонгу тамотал или house-man на ток-писине) и до момента их вступления в брак (в редких случаях мужчины остаются в домах мальчиков до конца своих дней, если не обзаводятся семьей. В настоящее время в Горенду есть только одно подобное исключение). Женщинам запрещено входить в дома мальчиков, если в них присутствуют ритуальные предметы для инициаций. В остальных случаях женщины сейчас могут посещать дома мальчиков.

Помимо боджоу, в деревне имеется и один мужской дом тамотал, где юноши (которым исполнилось 18 лет) проживают в течение месяца до обряда посвящения. Он располагается немного в стороне от остальных деревенских хижин, и почти полностью сохраняет архаичный тип, так как не имеет свай. В нем хранятся ритуальные предметы, а женщины и не прошедшие обряд инициации юноши даже не смеют к нему приближаться. Интересно отметить, что тамотал не упоминается у Миклухо-Маклая, и о нем ничего не говорят советские этнографы. Между тем, как сообщили автору информаторы, существует четкое функциональное разграничение между этими двумя типа строений. Все это также свидетельствует и о устойчивой сохранности многих элементов традиционных верований бонгуанцев. Кроме того, некоторые современные молодые люди сознательно отказываются от христианской религии и полностью переходят к «язычеству». Одиночные хижины, как и в более ранние времена встречаются сравнительно редко; они сейчас также сооружены на сваях и по форме напоминают небольшие семейные хижины.

Домашняя утварь претерпела очень сильные изменения. Сейчас бонгуанцы повсеместно используют металлическую, и даже фарфоровую посуду, металлические приборы (ложки, вилки, ножи), пластиковые и металлические бытовые предметы (ведра, тазы). Но в некоторых случаях традиции прослеживаются и в этой сфере. Речь идет о глиняных горшках, которые изготавливаются жителями деревни Билбил. Этими изделиями их владельцы особо гордятся. Традиционные плетеные сумки также являются распространенным предметом обихода. Из современных бытовых вещей в широком применении находятся карманные электрические фонарики, так как в деревнях еще нет централизованной подачи электроэнергии, а распространяющиеся среди молодежи смартфоны и планшеты заряжаются за счет переносных солнечных батарей.

Повседневная одежда бонгуанцев полностью современная: рубашки, шорты и брюки – у мужчин; блузки, юбки, шорты и платья – у женщин. Из традиционных постоянно носимых украшений сохраняется только плетеный из древесной коры браслет сагью, который носят как мужчины, так и женщины (на руке выше или ниже бицепса). Зато праздничная одежда и украшения, в которые бонгуанцы наряжаются во время исполнения пантомим, особо не изменились за последние 150 лет. Это темно-оранжевые лубяные набедренные повязки, юбки из растительной бахромы, украшения из раковин и травы. Правда, птичьи перья используются сейчас в украшениях весьма скудно. Раскраска лица и тела используется также во время праздничных мероприятий. Изменениям подвергается и прическа. Если еще в 70-е годы XX в. женщины коротко стриглись, то сейчас они дают волосам отрастать, а некоторые молодые модницы укладывают их в замысловатые прически. Среди молодых мужчин нередко можно наблюдать тех, кто отпускает усы и бороду, чего не наблюдалось еще 40 лет назад.

Expedition to Papua New Guneia to Rai Coast ( Maclay Coast) . Garagasi point..Gorendu village.

Обычай употребления напитка кава (кау, кеу на языке бонгу), по-видимому, ушел в прошлое, зато другое слабо наркотическое средство – бетель, активно употребляется и мужчинами, и женщинами (в 70-х гг. XX в. женщинам еще было запрещено жевание бетеля). Хорошо сохранились и музыкальные инструменты: деревянный ручной барабан (окам), сигнальная раковина и деревянный сигнальный щелевой гонг (барум). Барумы сейчас имеются в деревнях Гумбу (2 экз.) и Бонгу (1 экз.). В целом, бонгуанцы еще сохраняют многое из своей традиционной культуры, а современные элементы органично накладываются на жизненный уклад, полностью его не трансформируя. Более того, многие бонгуанцы очень трепетно относятся к своей этнокультурной идентичности и всеми силами прививают ее молодому поколению. Поэтому можно с уверенностью говорить о живущем культурном наследии бонгуанцев.

Материал подготовил Игорь Чининов, эксперт Фонда им. Миклухо-Маклая, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.

Область научных интересов: Социально-потестарная организация и традиционные системы обмена; этногенез народов Океании и ранняя история океанийских обществ; судостроение и навигационное искусство; боевые искусства.

Читайте другие новости фонда:

[/vc_column_inner]
[/vc_row_inner]
Меню