Во время своих многочисленных путешествий по островному миру южной части Тихого океана Н. Н. Миклухо-Маклай скрупулезно исследовал самые различные стороны культур местных жителей. Особый интерес представляют его описания взаимоотношений между полами у нескольких народов Океании. В Меланезии русский ученый лучше всего изучил папуасов, проживающих на северо-восточном побережье Новой Гвинее (Берег Маклая). Миклухо-Маклай сообщал, что в половом отношении папуасы отличались строгой нравственностью, внебрачные связи либо почти полностью отсутствовали, либо встречались крайне редко. Юноши вступали в брак вскоре после обряда обрезания, и моногамный брак был превалирующим. Только наиболее влиятельные мужчины могли иметь несколько жен. Брачные обряды были очень простыми: получив согласие своей семьи и семьи невесты, жених подносил различные подарки. Через несколько дней забивалась свинья или собака, и устраивался праздничный обед, после которого жених приводил невесту в свою хижину. Развод был еще более простым: муж отправлял жену обратно к ее родственникам, если она оказывалась неспособной к работе. После этого брал в жену другую женщину. В настоящее время в деревнях на Берегу Маклая полигиния (многоженство) уже не встречается из-за влияния христианских деноминаций. В брак юноши и девушки вступают в более позднем возрасте, но половая нравственность соблюдается по-прежнему строго.

В Западной Микронезии Миклухо-Маклай посетил о-ва Яп и о-ва Палау, где зафиксировал интересные обычаи. На о-вах Яп существовали особые наложницы – миспел, которые проживали в мужских домах. Они считались как бы женами членов этих домов, вели там хозяйство и развлекали молодых людей. Этих девушек покупали у отцов, а чаще похищали в соседних деревнях. Положение миспел было отчасти лучше, нежели у остальных женщин деревни. Наложницы не занимались сельскохозяйственными работами, их содержали члены мужского дома, и лучшую часть рыбной ловли или другой добычи мужчины приносили именно им, а не своим женам. Кроме того, другим женщинам вход в мужской дом был запрещен. Замужние женщины были настроены очень враждебно к миспел и часто между ними происходили драки. Пробыв 2-3 года в мужском доме в качестве наложницы, девушка выходила замуж за одного из его членов. Схожий институт наложниц существовал и на о-вах Палау. Только здесь наложницы еще и сопровождали мужчин в боевых походах, где их обязанностями были приготовление еды и исполнение военных песен. Миклухо-Маклай отмечал высокое положение женщин на этой островной группе, а также наличие там дислокального брака (брак посещением). Интересной особенностью брачной жизни палауанцев был запрет на половые акты между мужем и женой, после появления у жены признаков беременности. И только спустя 10 месяцев после родов половые акты могли быть возобновлены. В настоящее время эти интересные обычаи (за исключением высокого положения женщин на Палау) ушли в прошлое на обеих островных группах.

И. В. Чининов
к.и.н., научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН

Меню