ПАЛАУАНЦЫ. Микронезийский народ, коренное население о-вов Палау. Численность – 17 тыс. чел. (2012, оцен­ка). Жи­вут так­же на Ма­ри­ан­ских о-вах (4 тыс. чел., из них 2,5 тыс. чел. – на Гуа­ме) и в США (2,6 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись). Говорят на палауанском языке западной ветви австронезийской языковой семьи. Распространен английский язык. Верующие – христиане (католики и протестанты) и последователи нэйтивистской религии Модекнгей.

Острова Палау были заселены выходцами из островной Юго-Восточной Азии приблизительно в середине II тыс. до н. э. В этногенезе палауанцев принимали участие и меланезийцы. Первый контакт с европейцами (англичане) в 1579 г. Н. Н. Миклухо-Маклай побывал на о-вах Палау дважды: в 1876 г. и в 1883 г. Несмотря на кратковременность своего пребывания на этой островной группе, русский ученый оставил весьма ценные сведения по физической антропологии палауанцев, их материальной культуре, общественному строю, религиозным воззрениям и мифологии.

Основы традиционного хозяйства палауанцев – рыболовство и земледелие. Выращивали таро, циртосперму, кокосовую пальму, бананы, хлебное дерево. В раннюю доконтактную эпоху разводили свиней (позже вымерли). Поселения расположены в основном в прибрежной зоне, но до начала 19 в. было много деревень и во внутренних районах. Кровнородственные группы – матрилинейные линиджи, субкланы, кланы. Характерно высокое положение женщин в обществе.

Принцип дуализма и ранжирования пронизывал все палауанское общество. Деревню населяло семь или десять ранжированных кланов. Четыре самых высокоранжированных клана считались «первоначальными» и назывались клоал саос («четыре столба»). Вожди (рубак) всех кланов заседали в совете – клобак, лидером которого был самый старший мужчина самого высокоранжированного линиджа наиболее выскоранжированного клана. Места для вождей в доме собраний (бай эл пелу) были разделены на две половины и строго ранжировались. Одна половина – нгелонг (передняя сторона дома собраний) могла включать кланы рангов 1, 3, 5, 7, 9. Другая половина – ребай (задняя сторона дома собраний) включала кланы рангов 2, 4, 6, 8 и 10. Существовали мужские (кхелдебекхел ел секхал) и женские (кхелдебекхел ел редил) клубы, имевшие возрастную структуру и дуальную организацию. Мужские клубы имели клубные дома (бай эра кхелдебекхел), женские не имели своих, но использовали мужские для своих заседаний. Деревни образовывали округа, которые делились на два альянса (битал эйянгед ма битал эйянгед), охватывавших весь архипелаг. Первый альянс включал округа северо-восточной части Палау (Баб эл Даоб – «верхние моря»): Мелекеок, Нгивал, Нгкхесар, Нгерекхелонг, Каянгел и часть округа Айрай. Второй альянс состоял из округов юго-западной части архипелага (Йоу ел Даоб – «нижние моря»): Корор, Нгеремленгуи, Аймелик, Нгатпанг, Нгардмау, Пелелиу, Ангаур и оставшуюся часть округа Айрай. Первый альянс возглавлялся округом Мелекеок, второй – округом Корор. Между альянсами велись частые войны, но междоусобные войны происходили и между округами внутри самих альянсов. Общество делилось на четыре социальных «уровня», в соответствии с положением и знатностью клана: метеет, букул а блай, олуес блу, эбуул.

В раннюю доконтактную эпоху у мужчин одежда отсутствовала, женщины носили небольшие фартуки. Распространена татуировка (особенно женская), жевание бетеля, обычай чернения зубов, перфорирование носовой перегородки. Известно гончарное производство. Практиковалась охота за головами. Оружие – копья, лук со стрелами, духовое ружье, кинжалы, деревянные мечи. Большое развитие получили судостроение, резьба по дереву и камню. В качестве денег использовались бусинки и фрагменты браслетов из разноцветного стекла и фарфора, реже – из полудрагоценных камней, имевших юго-восточноазиатское происхождение.  Фронтоны и балки домов собраний искусно украшались резьбой и росписью, изображавшие сцены легенд. Встречались двухэтажные строения. Характерно террасирование холмов и вырезание больших (2,5 м) каменных лиц.

Для традиционной религии характерна вера в богов (кхелид), полубогов или богов-вестников (рукхел) и духов предков (бладек). Большую роль в религиозных практиках играли медиумы – коронг. Имели развитый фольклор.

ЛИТ.

Force R. Leadership and cultural Change in Palau. Chicago, 1960.

The Palau society of Historians. Rechuodel: Traditional Culture and Lifeways Long Ago in Palau. San Francisco, 1997.

Smith DeVerne. Palauan social structure. New Brunswick, 1983.

 

И. В. Чининов

к.и.н., научный сотрудник Центра азиатских и

тихоокеанских исследований ИЭА РАН

Меню