Так началась эта замечательная история и новая эпоха в жизни молодого исследователя, путешественника и великого гуманиста, именем которого, спустя полтора века, называют детей в папуасских семьях на Берегу Маклая, что на северо-восточном побережье острова Новая Гвинея.
Николай Николаевич Миклуха, впоследствии Миклухо-Маклай, родился 17 июня 1846 года в селе Языково-Рождественское близ Боровичей, Новгородской губернии. Он был вторым из пяти детей в семье молодого инженера путей сообщения Николая Ильича Миклухи, в те годы работавшего на строительстве железной дороги в этой губернии. Николай Ильич стал первым начальником Николаевского, сегодня Московского вокзала в Санкт-Петербурге, но прожил недолгую жизнь, скончавшись в 39 лет от туберкулеза. Он был настоящим патриотом своего дела, лично участвуя в строительстве железной дороги, где часто жил в крайне стесненных условиях и подорвал свое здоровье. Дети, старшему из которых на тот момент исполнилось 12, а младшему 1,5 года, остались с матерью, Екатериной Семеновной, в девичестве Беккер, происходившей из семьи обрусевших немцев, приехавших в Россию еще при Екатерине II. Дед Екатерины Семеновны был лейб-медиком польского короля Станислава Понятовского, на службу к которому приехал из Пруссии по поручению прусского короля, а ее отец женился на польке Луизе Шатковской, родом из города Вильно.
Николай Николаевич стал самым известным из семьи Миклухо-Маклаев, и сегодня новгородцы и все россияне гордятся своим знаменитым соотечественником. Однако жизнь Николая Николаевича была наполнена трудностями уже с ранних лет. Матери было очень сложно содержать такую большую семью, но она сумела вырастить всех детей в духе исконно русского дворянства, с высокой моралью и принципами. Все дети получили хорошее образование. Николай Николаевич начал свое образование в Санкт-Петербургском университете, но в 1864 году, за участие в студенческом движении, был исключен. Свое обучение Николай Николаевич продолжил за границей, на философском факультете Гейдельбергского Университета, и на медицинских факультетах Лейпцигского и Йенского Университетов, изучая анатомию и зоологию. Научные работы именно в этих областях и принесли Николаю Николаевичу первую известность в научных кругах.
В 1866 году Н. Н. Миклухо-Маклай отправился на Канарские острова, где вместе со своим учителем зоологии, известным биологом, профессором Йенского университета Эрнстом Геккелем, изучал животный мир острова Лансароте. После поездок на Сицилию и в прибрежные области Красного моря, осенью 1869 года, Николай Николаевич представил Русскому Географическому Обществу свой план научного путешествия по Тихому океану и получил поддержку и одобрение. В результате чего, корвет «Витязь», совершавший тогда кругосветное плавание, взял на борт молодого ученого, и 20 сентября 1871 года он высадился на острове Новая Гвинея, в бухте Астролябия, а команда «Витязя» построила на берегу бухты небольшую хижину для Николая Николаевича и двух его спутников. Так началась удивительная эпопея жизни и научных изысканий знаменитого ученого. Во время своего первого путешествия Миклухо-Маклай 15 месяцев прожил среди папуасов, завоевав безграничное доверие и уважение, как человек слова, ставший для местного населения своим «белым папуасом».
Миклухо-Маклай первым среди европейцев утверждал равенство всех рас и выступал за право папуасов на независимость. В 1882 году Николай Николаевич, во время пребывания в Санкт-Петербурге, даже обратился к императору Александру III с предложением защитить население Малайского берега Новой Гвинеи и основать там «вольную русскую колонию». Однако это предложение не было принято, и он уехал обратно в Сидней, где в течение двух лет приводил в порядок свои обширные коллекции и дневники.
Там же он и женился на Маргарет Робертсон (21.01.1855— 01.01.1936), дочери крупного землевладельца, генерал губернатора штата Новый Южный Уэльс в Австралии, с которой позже почти два года прожил в Петербурге, привезя с собой на родину и двух сыновей — Александра (14.11.1884 — ноябрь 1951) и Владимира (29.12.1885— 19.02.1958).
Собранные материалы и коллекции позволили Николаю Николаевичу в 1886 году устроить в Санкт-Петербурге выставку, ставшую сенсацией в научных кругах. Статьи Миклухо-Маклая были опубликованы во многих изданиях и, прежде всего, в «Известиях Императорского Русского Географического Общества».
14 апреля 1888 года, на 42-м году жизни, Николай Николаевич скончался в Петербурге и был похоронен на Волковском кладбище. В 1938 году его прах перезахоронен рядом с могилой его отца на «Литераторских мостках». После смерти Николая Николаевича, его вдова с детьми вернулась в Сидней. До 1917 года за особые заслуги перед отечеством она получала от Российского правительства пенсию на содержание детей. Работы и коллекции своего мужа она передала Русскому Географическому Обществу. Более 700 рисунков хранятся в архивах РГО, коллекция предметов, собранных в экспедициях, и некоторые дневники сейчас хранятся в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)¹.
Редкая российская фамилия Миклухо-Маклай известна сегодня во всем мире. Но восстановлена она была именно Николаем Николаевичем, после чего вся семья официально приняла ее.
По одной из семейных легенд, в 1648 году, во время битвы под Желтыми Водами, что на Украине, казаки Богдана Хмельницкого, разгромившие войска польского гетмана Потоцкого, взяли в плен шотландского барона Микаэля Мак-Лэя, служившего в польской армии. Барон остался на Украине, обрусел и женился на дочери пленившего его казака по фамилии Миклуха, приняв фамилию своей супруги. До 60-х годов XIX века вторая часть фамилии употреблялась очень редко, и официально восстановил ее уже Николай Николаевич перед своим первым путешествием на остров Новая Гвинея.
Именно после того, как Маргарет увезла своих сыновей в Сидней, у семьи Миклухо-Маклаев появилась австралийская ветка. Потомки Николая Николаевича проживают в Австралии — в городах Сидней, Мельбурн, Канбера, и поддерживают контакт с семьей в России до сих пор.
Российская ветка носителей фамилии по мужской линии идет от старшего брата Сергея Николаевича. К сожалению, носителей фамилии осталось не так много, — кто-то погиб во время войны в блокадном Ленинграде, кто-то уехал в Югославию во время революции, кто-то пропал в смутные 20-е годы ХХ века.
Миклухо-Маклай и Берег Маклая
Потомки Сергея Николаевича — старшего брата великого гуманиста и путешественника, живут в Санкт-Петербурге. Его правнук Николай Андреевич родился в 1940 году, окончил географический факультет Ленинградского университета, и 35 лет проработал в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте. Сейчас он на пенсии. Его сын, продолжатель фамилии праправнук Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в 1973 году. Он — первый полный тезка великого ученого, экономист по образованию, увлекающийся наследием великого путешественника Николая Николаевича, первым из Миклухо-Маклаев в 2017 году повторил путешествие на остров Новая Гвинея, организовав экспедицию с участием научных сотрудников из Санкт-Петербургского Музея этнографии и антропологии (Кунсткамера) РАН и Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН.
Современный Николай Николаевич Миклухо-Маклай является учредителем Фонда сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая.
В результате экспедиции удалось привезти в Россию богатую коллекцию предметов материальной культуры народов, проживающих на Берегу Маклая, был собран уникальный фото и видео материал, который послужит человечеству и станет основой для организации выставок, создания документальных фильмов, научных статей и трудов.
Современная коллекция пополнит ту, что была собрана еще в XIX веке Миклухо-Маклаем страшим, и хранится в Санкт-Петербургской Кунсткамере. Теперь действительно можно сказать, что идея сохранения наследия великого ученого ожила, открывая уникальный мир, который все так же мало изучен, а интерес мирового сообщества к нему не угасает до сих пор.
Экспедиция потомка Миклухо-Маклая с участием ученых подтвердила актуальность трудов Николая Николаевича и собранных им коллекций. Мы заново отрываем мир, неизвестный нам еще 150 лет назад, налаживаем связи не только с местным населением, но и с научными кругами, — с крупнейшими Университетами и Музеями Папуа — Новой Гвинеи.
Символично, что Папуа — Новая Гвинея открыла свои двери для полного тезки и потомка Миклухо-Маклая из России, с желанием восстановить утерянные связи. Миклухо-Маклая XXI века принимали «отец нации» сэр Майкл Сомаре, крупные общественные деятели этой страны, один из которых сэр Питер Бартер, руководство Университетов и Национальных Музеев.
Океания, остров Новая Гвинея, некогда такой далекий и неизвестный, становится ближе, благодаря Миклухо-Маклаю младшему и памяти о Миклухо-Маклае старшем, которого до сих пор по праву считают первооткрывателем острова. Ведь именно он открыл человечеству остров, населенный людьми, равными европейцам, хотя ранее было принято считать, что на острове проживает отдельный переходный вид между обезьяной и человеком. Миклухо-Маклай доказал несостоятельность этих идей и долго боролся за права народов, населяющих второй по величине остров в мире.
В свое время именем великого ученого был назван Берег Маклая — участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея, протяженностью около 300 км. Но со временем историческое название было утрачено, и сегодня его называют Берег Рай (Rai coast), по имени одного французского исследователя, изучавшего языки Новой Гвинеи.
Во время первой в новейшей истории российской экспедиции 2017 года Миклухо-Маклай младший или четвертый, как его называли на острове, обнаружил в Митчеловской библиотеке в Австралии документы, подтверждающие историческое название побережья — Берег Маклая, использовавшееся в документах того времени. И сегодня появилась реальная возможность восстановить это название на картах Папуа – Новой Гвинеи, тем более, что общественные деятели и местные жители этой страны были рады узнать о подобной инициативе.
Прошло более столетия со дня смерти H. H. Миклухо-Маклая — классика мировой науки, отважного путешественника, мыслителя-гуманиста, страстного борца за права угнетенных народов. Но его научный и общественный подвиг, его богатое наследие не утратили своего значения до наших дней.
¹ По материалам из архивов семьи Миклухо-Маклаев и статьи «Российская семья – россыпь алмазов. Знакомимся с Миклухо-Маклаем». В.Е. Павлов, журнал «История Петербурга» №3 (13) от 2003 г.