Празднования Нового года в Папуа-Новой Гвинее по культуре Бвейова. Тробриандские острова

Культура Бвейова Тробриандских островов

Культурная группа Бвейова, которая в настоящее время известна как архипелаг Тробриандских островов, находится в восточной части Папуа-Новой Гвинеи. Она является частью Меланезийского региона. Согласно широкой категоризации лингвистов, ее коренной язык (Киривина) является австронезийским. Культура получила мировую известность в начале XX века благодаря работам Бронислава Малиновского, уроженца Польши, британского антрополога (см. Малиновский 1922 и Янг 2004).

Космология Тету (Ям)

Коренные жители острова Тробрианд с немалой гордостью применяют знания к культивированию отобранных видов ямса. Это больше, чем просто урожай для жизнеобеспечения и жизнедеятельности жителей острова, следовательно, не только пища, которую жаждут и в которой испытывают необходимость. Значение урожая является важным как в социальной, так и в экономической, религиозной и политической сфере. Сезонный календарь действительно обуславливается культивированием и распределением урожая, из которого происходит Тету (taytu/taitu), местное слово за год (см. Аустен 1939).

 

Существует тринадцать лун (tubukona) с их соответствующими фазами за год (Тету). Тробриандский Новый год начинается по-разному в местных районах этих островов примерно в европейские месяцы июля (Khaluwalasi), августа (Кулувасаса), сентября (Iyakosi) и октября (Iyakhoki). Празднование Нового года на местном уровне известно как фестиваль Миламалы. Он лучше всего характеризуется путем описания различных фаз выращивания растений ямса в течение сезона. В значительной степени сосредоточившись на одном местном регионе архипелага, я проведу нас через различные этапы культивирования ямса. Кульминацией фестиваля в Миламале станет празднование Нового года.

С начала Луны Iyakosi (сентябрь) и до конца луны Iyakoki (октябрь), происходит вырубка кустарников для новых огородов и последующее их сжигание. Посадка семян ямса происходит в течение этих двух фаз луны. Насаживание виноградных лоз прорастающих семян ямса наступает и переходит в следующую луну Yavatakulu (ноябрь). К следующей луне Toriyavata (декабрь), насаждение лоз ямса будет завершено. Примерно в это же время мужчины обычно планируют зарубежные экспедиции, такие как торговый обмен Кула.

Между лунами Yavatamwa (январь), Galuvilai (февраль) и Bulumaduku (март), жители стремятся освободить ямс от сорняков. Происходит постоянное обучение по уменьшению виноградных лоз ямса на доли, по восстановлению долей ямса, а также тщательная обрезка молодых наростов на ямсе (basi и bwanawa) для повышения урожайности. К следующим лунам Кулувоту (апрель) и Утохахана (май) заканчивается обрезка ямса, происходит подготовка к созреванию клубней ямса, которые будут собраны с пожелтевших листьев ямса. Подготовительные мероприятия к фестивалю в Миламале действительно начинаются в это время. Например, попытки захвата морского Миламальского кольчатого червя или захват ценных Kouwaya (беременных приливных акул), для увековечивания Миламалу и увеличения урожайности ямса.

Миламала: Новогодние торжества

Сбор урожая созревающих клубней ямса припадает на луны Ilebisila (июнь) и Khaluwalasi (июль). В течение этих лун встречается церемониальное изгнание уходящих духов назад в их безмятежную обитель на северо-западный остров Тума. Собственно говоря, поэтому празднование Нового года начинается завершением выращивания ямса посредством сбора урожая.

Итак, в течение лун Ilebisila (июнь) Khaluwalasi (июль), Kuluvasasa (август), Iyakosi (сентябрь) и Iyakhoki(октябрь) отмечается Новый год. Ямс кропотливо собирают, и умело складывают в конические кучи в ямс-садах под временными хижинами. Это открытый показ, публичное заявление о производительности, изяществе навыков и труда для тех, кто преуспел. Затем молодые и пожилые люди, в праздничной одежде торжественно переносят ямс домой к ямс-хранилищам. Поются частушки, и соперники насмехаются друг над другом, могут возникнуть проблемы между конкурирующими исполнителями.

Затем ямс хранится в ямс-хранилищах, которые были отремонтированы и феерически украшены. Это следствие совместных усилий. Главные мужчины, Вождь или старейшина, к тому времени объявляют фестиваль танцев. Они призывают к традиционным танцам usigula как wosimwaya лишь те группы, которые собрали хороший урожай ямса, для дальнейшего продвижения и подчеркивания щедрости. Людей из далека приглашают принять участие в праздновании фестиваля. Мужчины и женщины одеваются, чтобы омолодиться и даже обеспечить себе новых партнеров, временных или нет. Ведь это время празднования своих навыков, производительности, удовольствия и облегчения одного из ежедневных стрессов.

Празднование Нового года в духе Бвейова из островов Тробрианд никогда не заканчивается одной ночью, о чем сегодня свидетельствуют жители городских районов Папуа-Новой Гвинеи и других мест. Культура Бвейова включает в себя все без исключения и на разных фазах различных лун культуры. Духи мертвых инициируют движение, за которым следует праздничная уборка и перемещение ямса между хранилищами. После это происходит общий танец с множеством блюд из ямса и свинины. Людям предлагают участвовать бесплатно — на самом деле приглашенные гости возвращаются домой, сильно загруженными подарками с едой — ямсом, свининой, орехом бетеля и сахарного тростника.

На луну Iyakhoki (октябрь), дух праздничного настроения снизится, и люди снова вернутся к реальности, а именно к посадке семян ямса в следующем сезоне. Миламальские фестивали, пропитанные культурой Бвейова с островов Тробрианд, на самом деле являются празднованием Нового Года.

 

 

Несколько соответствующих ссылок

Аустен, Л. 1939. «Сезонный календарь садоводства Киривины, Тробриандских островов». Океания: Том 9, № 3: 237-253

Малиновский Б.М. 1922. Аргонавты западной части Тихого океана: рассказ о коренных предприятиях и приключениях в архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи. Лондон: Рутледж

Янг, M.В. 2004. Малиновский: Одиссея антрополога 1884-1920. Йельский университет: Пресс-центр Йельского университета

 

Дигим Рина. Антрополог, старший преподаватель и руководитель антропологии, социологии и археологии, факультета гуманитарных и социальных наук, Университет Папуа-Новой Гвинеи. 

Меню