Природно-географическая среда Берега Маклая и хозяйственный уклад жителей

Остров Новая Гвинея обладает разнообразными типами ландшафта, что определило как этнокультурную специфику населяющих его народов, так и характер исторических связей между ними и особенности экологической адаптации. Высота значительной части территории острова более 1000 м над уровнем моря, а некоторые вершины достигают 4500 м, т.е. пояса вечных снегов. В центральной части Новой Гвинеи высокие горные хребты смыкаются друг с другом, образуя обширный регион Нагорий, народы которого сильно отличаются от населения низменных и прибрежных областей, и состоят (по данным генетики и археологии) из потомков древнейших папуасских популяций. Именно в Нагорьях Новой Гвинеи зародился независимый от других регионов Земли очаг земледелия 9000 лет назад. Но для внешнего мира новогвинейские горцы стали известны только в XX столетии.

 

Другие районы острова также отличаются географическим и культурным своеобразием, привлекая к изучению этого уникального места ученых самых различных отраслей. И одним из пионеров по исследованию Новой Гвинеи стал великий русский ученый, путешественник и общественный деятель Н. Н. Миклухо-Маклай, открыв миру один из красивейших уголков острова – берег залива Астролябия, названный впоследствии его именем.

Природные условия Берега Маклая (на современных картах обозначается Rai Coast (Берег Рай)) интересны во многих отношениях. Располагаясь под 5° ю. ш., этот район обладает особенностями, присущими ландшафтам экваториальной суши: постоянно жарким и влажным климатом без резко выраженных сезонных колебаний температуры, пышной лесной растительностью, которую образуют сотни видов вечнозеленых деревьев, быстрыми полноводными реками и оригинальной фауной.

 

Район деревень Горенду и Бонгу располагается в системе складчатых гор Финистер и Адельберт, протянувшихся вдоль северо-восточного побережья Новой Гвинеи. В геологическом отношении это довольно молодая область, представлявшая собой дно океана в начале четвертичного периода. Формирование горного рельефа продолжается и в настоящее время, сопровождаясь землетрясениями и извержениями вулканов, что имеет большое значение в жизни обитателей этого района.

В недавнем геологическом прошлом (в плейстоцене) пространство между хребтами Финистер и Адельберт занимал широкий морской пролив. Последовавшее позже поднятие привело к образованию невысоких террасированных равнин, протянувшихся вдоль реки Гогол, а также узкими полосами по краям горных поднятий к севру и югу от устья этой реки. Сам пролив превратился в обширный залив, отражающий изгиб береговой линии между горными массивами Финистер и Адельберт. Это и есть залив Астролябия.

 

Панорама Берега Маклая в окрестностях Горенду и Бонгу очень живописна, и она мало изменилась со дня первого посещения этого места Н. Н. Миклухо-Маклаем. Вот как точно и образно описывал великий путешественник не только общий характер ландшафта, но и отдельные его особенности – рельеф, растительность и погоду: «На вершинах гор лежали густые массы облаков, не позволявшие различать верхние их очертания; под белым слоем облаков по крутым скатам гор чернел густой лес, который своим темным цветом очень разнился от береговой полосы светло-зеленого цвета. Береговая полоса возвышалась террасами или уступами (высотой приблизительно до 1000 футов) и представляла очень характерный вид. Правильность этихтеррас более заметна внизу, на небольшой высоте. Многочисленные ущельяи овраги, наполненные густою зеленью, пересекали эти террасы и соединяли таким образом верхний лес с прибрежным узким поясом растительности. В двух местах на берегу виднелся дым, свидетельствовавший о присутствии человека. В иных местах береговая полоса становилась шире, горы отступали более в глубь страны, и узкие террасы, приближаясь к морю, превращались в обширные поляны, окаймленные темною зеленью».

Природно-географическая среда полностью определяет хозяйственный уклад местных папуасов (бонгуанцы), который мало изменился за последние 150 лет, что удалось выявить участникам экспедиции «Миклухо-Маклай. XXI век». Как и прежде, основными занятиями деревенских жителей является тропическое земледелие, а второстепенными отраслями хозяйства являются рыболовство и охота. Главными сельскохозяйственными культурами неизменно остаются кокосовая пальма, ямс, таро, батат, бананы, сахарный тростник, арековая пальма, а также интродуцированные Миклухо-Маклаем кукуруза и папайя.

 

Из домашних животных по-прежнему широко распространены собаки и куры, но свиньи уже давно отсутствуют. Как говорили местные жители, им пришлось отказаться от содержания домашних свиней, так как требовалось сохранить посадки молодых кокосовых пальм. На употребление в пищу мяса собак был наложен строгий запрет со стороны христианских миссионеров. Поэтому дополнительные источники животного белка бонгуанцы получают путем рыболовства и охоты. Как и сто пятьдесят лет назад, папуасы выходят на рыбную ловлю в небольших лодках-долбленках с балансиром, вмещающие от 2 до 4 человек. А на мелководье женщины собирают моллюсков и других морских животных.

Во времена Маклая жители Горенду и Бонгу охотились практически на всех представителей местной фауны: на диких свиней, крокодилов, древесных кенгуру, кускусов и других мелких сумчатых, на ящериц и змей; из птиц – на казуара, диких кур, птицу-носорога и др. Но более или менее регулярный и организованный характер носила охота только на диких свиней и крокодилов. Особенно важным событием в жизни местного населения была облавная охота на диких свиней, которую подробно описал Миклухо-Маклай. Она сопровождалась выжиганием травянистой растительности на безлесных участках, и поэтому проводилась в сухое время года (июль — август). В такой охоте одновременно участвовали мужчины всех трех деревень, населенных папуасами этнической группы бонгу (Бонгу, Горенду, Гумбу). После удачной облавной охоты обычно следовало большое межобщинное пиршество. В настоящее время крокодилов в этой районе не осталось, также практически исчезли казуары, которые и полторы сотни лет назад были большой редкостью в этих местах.

На остальных животных бонгуанцы продолжают в настоящее время при помощи луков со стрелами (кроме диких свиней). В 1970-х гг., в сухое время года еще устраивалась большая облавная охота с выжиганием травы на безлесных склонах холмов, играющих роль охотничьих угодий. Но сейчас охота на диких свиней приобрела несколько иной характер. В каждой деревне имеется только один охотник, специализирующийся исключительно на добыче диких свиней. Охота проводится в ранние утренние часы, когда дикие свиньи еще весьма активны в лесной чаще на склонах холмов за пределами деревенских огородов. Охотник использует также специально натасканных собак, для обнаружения и выслеживания добычи. В качестве оружия используются только копья. Автору этих строк выпала честь принять участие в одной такой охоте, организованной известным охотником из деревни Горенду по имени Ялла. В его распоряжении имеются два больших копья (одно из которых он предоставил автору на время охотничьей экспедиции) и три охотничьи собаки. Охотник на свиней обладает значительным статусом в общине.

Члены экспедиции установили, что прочно удерживающийся традиционный хозяйственный быт бонгуанцев позволяет им многое сохранять из своих культурных традиций и обычаев. А появляющиеся все новые предметы современной цивилизации весьма органично накладываются на самобытный уклад жизни, приобретая, порой, весьма причудливые формы. Этот процесс также характерен и для многих других районов Папуа-Новой Гвинеи, где народы могут безболезненно проживать одновременно в разных эпохах.

Материал подготовил Игорь Чининов, эксперт Фонда им. Миклухо-Маклая, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.

Область научных интересов: Социально-потестарная организация и традиционные системы обмена; этногенез народов Океании и ранняя история океанийских обществ; судостроение и навигационное искусство; боевые искусства.

Читайте другие новости фонда:

[/vc_column_inner]


[/vc_row_inner]
Меню