Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I за свою более чем 200-летнюю историю может гордиться целой плеядой знаменитых выпускников. Один из них – Николай Ильич Миклуха, отец великого русского исследователя, путешественника и ученого-гуманиста Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Николай Ильич Миклуха поступил в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, как в XIX веке назывался Университет, в 1834 году, с отличием окончив Нежинскую гимназию высших наук. В то время директором Института был назначен генерал-майор Андрей Данилович Готман — талантливый ученик Августина Бетанкура, знаменитого основателя этого учебного заведения. Николаю Ильичу довелось слушать лекции на французском, а затем и на русском языке, у многих выдающихся ученых — академиков Петербургской академии наук, среди которых В. Я. Буняковский (по высшей математике), М. В. Остроградский (по аналитической механике и астрономии), Г И. Гесс (по химии), А. Я. Купфер, И. Ф. Ястржембский (по прикладной механике). В Институте с первого дня его основания большое внимание уделялось всестороннему развитию студентов. На момент обучения в нем Николая Ильича, учебное заведение обладало обширной библиотекой, физическим, минералогическим, модельным и инструментальным кабинетами, лабораторией, мастерскими и музеем.
Именно в Институте Корпуса инженеров путей сообщения родилась идея и был разработан проект строительства железной дороги в России.
Блестяще окончив институт вторым среди выпускников курса, и получив звание инженер-поручика, в 1840 году Николай Ильич поступил на службу в Корпус инженеров путей сообщения, и был направлен на работу по соединению рек Волги и Москвы. Однако уже в 1843 году молодого инженера перевели на строительство Петербурго-Московской железной дороги. В апреле 1844 года он обвенчался с Екатериной Семеновной Беккер, происходившей из семьи обрусевших немцев, приехавших в Россию еще при Екатерине II. А затем молодая семья направилась к месту службы мужа в деревню Языково Боровичевского уезда Новгородской губернии. Именно здесь 17 июля 1846 года родился будущий великий русский ученый Николай Миклухо-Маклай. Он был вторым из пяти детей в семье молодого инженера. Личность Николая Ильича серьезно повлияла на формирование характера его сына, с детских лет видевшего пример беззаветного служения отца избранному делу.
Николай Ильич занимал высокие должности при строительстве железной дороги. Уже 6 марта 1848 года его назначили начальником Санкт-Петербургской пассажирской станции Петербурго-Московской железной дороги и, одновременно, первым начальником Николаевского (ныне, Московского) вокзала.
С свойственным ему патриотизмом он следил за строительством, лично выезжая на удаленные участки. Работы велись в болотистых местностях, что серьезно повлияло на здоровье Николая Ильича. Он умер от туберкулеза легких, не дожив и до 40 лет. Николаю Миклухо-Маклаю было тогда 11 лет.
Дети, старшему из которых на тот момент исполнилось 12, а младшему 1,5 года, остались с матерью, Екатериной Семеновной.
Вторая жизнь Миклухо-Маклая
История взросления, образования, жизни и удивительных приключений Николая Николаевича Миклухо-Маклая написана и пересказана многими авторами и биографами ученого. В нашей статье мы остановимся лишь на основных и определяющих фактах.
Прежде всего, важно напомнить, что именно Николай Николаевич восстановил фамилию Миклухо-Маклай, получив паспорт перед своим самым известным путешествием на Новую Гвинею. В прошлом шотландский барон Маклэй, попавший в плен к казакам после битвы при Желтых водах, осел среди казаков и женился на казачке Миклуха. Именно с этой частью фамилии семья пребывала до 1870 года. Но после того, как подтверждающие документы были предоставлены, российский МИД выдал Николаю Николаевичу новый паспорт с двойной фамилией Миклухо-Маклай.
20 сентября 1871 года, после долгих 10 месяцев путешествия на корвете «Витязь», 25-летний Николай Миклухо-Маклай высадился в бухте Астролябия, на берегу острова Новая Гвинея, ставшем берегом всей его оставшейся жизни. Так начиналась «вторая жизнь» молодого исследователя, путешественника и великого гуманиста. Сегодня, спустя почти полтора века, именем Маклай называют детей в папуасских семьях.
Во время своего первого путешествия Миклухо-Маклай 15 месяцев прожил среди папуасов, завоевав безграничное доверие и уважение, и стал для местного населения своим «белым папуасом». Миклухо-Маклай первым среди европейцев утверждал равенство всех рас и выступал за право папуасов на независимость. Он развенчал теории некоторых его современников ученых о неполноценности папуасов и других народов — местных жителей острова Новая Гвинея. В 1882 году, во время пребывания в Санкт-Петербурге, Николай Николаевич даже обратился к императору Александру III с предложением защитить население Малайского берега Новой Гвинеи и основать там «вольную русскую колонию — Чернороссию». Однако это предложение не было принято, и он уехал обратно в Сидней, где в течение двух лет систематизировал свои богатые коллекции и дневники. Там же он и женился на Маргарет Робертсон, дочери генерал-губернатора штата Новый Южный Уэльс в Австралии, с которой позже отправился на родину — в Санкт-Петербурге, привезя с собой сыновей — Александра и Владимира.
Собранные материалы и коллекции Николая Николаевича стали основой выставки, организованной в 1886 году в Санкт-Петербурге. Выставка произвела сенсацию в научных кругах, а статьи Миклухо-Маклая были опубликованы во многих изданиях и, прежде всего, в «Известиях Императорского Русского Географического Общества».
Личность Николая Миклухо-Маклая, настоящего сына своего отца – самоотверженного, честного и целеустремленного, повлияла на культуру и традиции целого народа. Новогвинейцы сохранили удивительную память о нем, из поколения в поколение заучивая и передавая устные рассказы о встрече и жизни рядом с ним. Рассказы передаются хранителями истории и легенд племен, и сегодня запечатлены даже в традиционных танцах папуасов. «Белый папуас» до сих пор почитаем и живет в их памяти.
Прожив недолгую, но действительно революционную жизнь, Николай Николаевич перевернул представление о народах Новой Гвинеи, и сегодня мы знаем, что на земле нет людей, находящихся на низшей ступени умственного развития, отличаются лишь культура и уровень развития цивилизации. И этот факт опрокидывает все доводы и делает невозможным рабство на нашей планете.
14 апреля 1888 года, на 42-м году жизни, Николай Николаевич скончался в Петербурге и был похоронен на Волковском кладбище. В 1938 году его прах был перезахоронен рядом с могилой его отца на «Литераторских мостках» После смерти ученого, его вдова с детьми вернулась в Сидней. До 1917 года за особые заслуги перед отечеством она получала от Российского правительства пенсию на содержание детей. Работы и коллекции Николая Николаевича она передала Русскому Географическому Обществу — более 700 рисунков хранятся в архивах РГО, а коллекция предметов, собранных в экспедициях, и некоторые дневники сейчас хранятся в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.