Справка об Океании
Океания представляет собой собирательное название более 25 тысяч островов общей площадью более 8 млн. кв. км в южной части Тихого океана. Несмотря на то, что изначально масштабы Океании кажутся сравнительно небольшими, сам регион простирается от берегов Австралии до Южноамериканского континента. Говоря о масштабах региона, для более детального представления важно отметить, что самое крупное государство Океании, Папуа-Новая Гвинея, сопоставимо по размерам с Германией.
В Океании расположены 13 независимых государств, куда входит Папуа-Новая Гвинея, Вануату, Соломоновы Острова, и примерно столько же несамоуправляющихся территорий, принадлежащих Австралии, Новой Зеландии, Франции и США.
Считается, что еще 60 тыс. лет назад острова Океании практически не были заселены, но ученые сходятся во мнении, что происхождение океанийских народов берет свое начало из Юго-Восточной Азии.
Океанию принято делить на три культурных ареала: Меланезию, Микронезию и Полинезию.

Описание плавания
В начале XIX в. Россия организовала первую кругосветную экспедицию (1803–1806 гг.) под командованием двух капитанов – Ивана Федоровича Крузенштерна на судне «Надежда» и Юрия Федоровича Лисянского на корабле «Нева». Это плавание ознаменовало выход российского флота в открытый океан и положило начало российским научным исследованиям и открытиям на просторах мирового океана. Целью плавания было связать морским путем Русскую Америку с портами Балтики, а также установить торговые отношения с Японией и Китаем.

Известные участники экспедиции
В первом российском кругосветном плавании также приняли участие ряд мореплавателей и ученых, которые в будущем обретут большую известность – это старший лейтенант (будущий адмирал) Макар Ратманов; мичман Фаддей Беллинсгаузен, который в 1820 г. откроет Антарктиду, будущий руководитель двух кругосветных плаваний (1815–1818 и 1823–1826 гг.) Отто Коцебу, врач Карл фон Эспенберг, астроном Иогнанн Горнер, натуралисты Вильгельм Тилезиус и Григорий Лангсдорф.

Маршрут экспедиции
7 августа 1803 г. корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и прошли через Англию, Канарские о-ва, Бразилию, откуда через южноамериканский мыс Горн направились в Океанию. Затем корабли разделились: «Надежда» Крузенштерна отправилась к Маркизским о-вам на о-в Нуку-Хива, а «Нева» Лисянского – к о-ву Пасхи.

Ю.Ф. Лисянский на о-ве Пасхи

При выходе в Тихий океан через мыс Горн в марте 1804 г. из-за шторма корабли потеряли друг друга из вида. Предвидя подобную ситуацию, капитаны условились встретиться у о-ва Нуку-Хива. К середине апреля Ю. Ф. Лисянский успешно добрался до о-ва Пасхи, где где русские моряки смогли увидеть живописный остров и знаменитые статуи о-ва Пасхи – «моаи», которые по сей являются главной достопримечательностью острова. При встрече с островитянами русские мореплаватели обратились к ним со словом «теео» – что на местном языке означало «друг». Это сразу расположило местных жителей к русским морякам и обе стороны отнеслись друг к другу очень тепло. Этнографическую ценность представляют подсчеты Лисянским численности населения о-ва Пасхи, которое, по его мнению, составляло 1,5 тыс. человек. Как известно, спустя 70 лет, к 1877 г., число жителей сократилось до 111 человек, а в 2010-е гг. коренные островитяне составляли менее половины от примерно 6 тыс. общего населения острова.

Свидетельства об о-ве Нуку-Хува
После того как запасы воды и продовольствия были пополнены, 21 апреля 1804 г. «Нева» отправилась к Маркизским островам для предполагаемого воссоединения с Крузенштерном на острове к о-ву Нуку-Хива, где его уже ждал И.Ф. Крузенштерн. Шлюп «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна прибыл к о-ву Нуку-Хива 7 мая 1804 г. Остров пробудил в русских мореплавателях поистине мальчишескую радость. Когда туман рассеялся, и шлюп «Надежда» проплыл вдоль южного берега острова, Нуку-Хива предстал во всей своей «грозной красоте»: «суровые лысые скалы черно-серого цвета […] были оживлены многочисленными белоснежными водопадами, сияющими как серебро, падающими с высоких утесов в зеленые долины».
Первым из островитян, поднявшимся на борт корабля, как оказалось, стал англичанин Эдвард Робартс который прожил на острове почти семь лет. Согласно записям натуралиста Тилезиуса, он даже выпутал из своих волос в стиле своеобразные «рога» как и все жители о-ва Нуку-Хива. Стоит отметить, дневник, который Робартс в конце концов напишет много лет спустя в Индии, останется забытым на десятилетия, но всё же будет опубликован.
Затем прибыло каноэ самого короля Нуку-Хивы, но, прежде чем он вступил на борт шлюпа «Надежда», из каноэ выпрыгнул человек, подплыл к кораблю, вскочил на палубу и поприветствовал экипаж русской экспедиции словом «бонжур». Оказалось, это был еще один европеец, но на этот раз француз Жан-Битист Кабри. Согласно свидетельствам из этой экспедиции, Кабри забыл свой родной язык и даже смеялся как местный житель.
Наконец, вслед за Кабри на борт «Надежды» поднялся король Киатонуи. Благодаря участникам первой русской кругосветной экспедиции до нас дошли ценные изображения короля Киатонуи. На двух изображениях авторства Ермолая Левенштерна мы видим, что сначала король изображен стоя на лодке и держа в руках ветвь как символ мира, а затем с той же ветвью, но более крупным планом.
Согласно свидетельствам участника экспедиции Федора Шемелина: «Королю, казалось, было уже за пятьдесят, он был статен и велик ростом […] Всем практичным вещам он предпочитал большое зеркало в капитанской каюте; он подходил к нему с радостным видом и разглядывал себя в нем с головы до ног, вытягивая руки, наклоняясь то туда, то сюда, поворачиваясь боком и т. д.»
Для церемонии вручения подарков король Киатонуи, его брат и свита были приглашены в капитанскую каюту, где они получили кусок красной ткани, обычно изготовляемой русскими крестьянами на дому. Свита короля получила куски новой парусины и ножи, сделанные корабельным кузнецом. Крузенштерн также подарил королю топор и зеркало, чему он чрезвычайно обрадовался. Когда Киатонуи вернулся на берег, он продемонстрировал свои дары своему народу.
На рассвете следующего, когда солнце еще стояло за высокими вершинами острова, и птицы только пробудились, громкие голоса сотен добродушных островитян вокруг корабля пробудили русских моряков и так возвестили о своем втором прибытии, после чего начался обмен товарами, а некоторое время спустя и процесс исследования острова.
9 мая 1804 г. на Нуку-Хиву прибыл шлюп «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского. Русские моряки пробыли на Нуку-Хиве около 12-ти дней, за это время они установили дружественные отношения с островитянами, выучили несколько настоящих слов Нуку-Хивы, что облегчало общение, подробно описали остров Нуку-Хива, уникальную культуру и быт местных жителей и природные богатства острова, которые запечателены в работе Иоганна Горнера. На протяжении нескольких дней после отбытия «Надежды» и «Невы» с острова, участники экспедиции добавляли в свои дневники новые записи о Нуку-Хиве, которые у них не было времени дополнить, пока они был там.

Гавайские острова
От Маркизских о-вов корабли «Надежда» и «Нева» проследовали на Гавайи (в то время – Сандвичевы о-ва) и прибыли туда в июне 1804 г. Пополнив запасы еды, Крузенштерн отбыл на Камчатку всего через два дня, а Лисянский задержался на неделю, поскольку провизии еще не было достаточно для дальнего плавания к Алеутским островам. За это время Лисянский посетил место убийства английского капитана Джеймса Кука, который открыл Гавайи в 1778 г. и погиб в стычке с островитянами в 1779 г.

Заключение
Шлюп «Надежда» пробыл в Японии около полугода, пока длилось посольство Н. Н. Резанова, а «Нева» направилась к о-ву Кадьяк у южного побережья Аляски в ожидании «Надежды», после чего «Надежда» и «Нева» встретились в Макао, а затем вернулись в Кронштадт 5 августа 1806 г. Экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского имела большую научную значимость. Неподалеку от Гавайских островов Ю.Ф. Лисянским был открыт одноименный остров Лисянского, который носит это название и по сей день. В то же время были удалены с карт несуществующие острова, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, а также были проведены исследования температуры и солености воды в разных частях Мирового океана. Труды И. Крузенштерна и Ю. Лисянского, изданные по итогам экспедиции, были переведены на многие европейские языки.

Лекция составлена на основе материалов научно-популярного издания «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», подготовленных кандидатом исторических наук, научным сотрудником Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН С.Е. Пале, в рамках образовательно-просветительского проекта «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» при поддержке Фонда президентских грантов, реализуемого Фондом им. Миклухо-Маклая.

Научно-популярное издание утверждено к печати Ученым советом Института востоковедения РАН (ФГБУН ИВ РАН).
Ответственный редактор: Н.Н.Миклухо-Маклай-младший
Научный редактор: д.и.н. профессор А.Я.Массов

[vc_btn title=»Онлайн-лекция на YouTube» shape=»square» color=»juicy-pink» align=»center» button_block=»true» link=»url:https%3A%2F%2Fyoutu.be%2F1_m3fCxxvdE|||»][vc_btn title=»Электронная версия Издания» shape=»square» color=»mulled-wine» align=»center» button_block=»true» link=»url:http%3A%2F%2F%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B5|||»]

Читайте другие новости фонда:

[/vc_column_inner]
[/vc_row_inner]
Меню