Справка об Океании
Океания представляет собой собирательное название более 25 тысяч островов общей площадью более 8 млн. кв. км в южной части Тихого океана. Несмотря на то, что изначально масштабы Океании кажутся сравнительно небольшими, сам регион простирается от берегов Австралии до Южноамериканского континента. Говоря о масштабах региона, для более детального представления важно отметить, что самое крупное государство Океании, Папуа-Новая Гвинея, сопоставимо по размерам с Германией.
В Океании расположены 13 независимых государств, куда входит Папуа-Новая Гвинея, Вануату, Соломоновы Острова, и примерно столько же несамоуправляющихся территорий,принадлежащих Австралии, Новой Зеландии, Франции и США.
Считается, что еще 60 тыс. лет назад острова Океании практически не были заселены, но ученые сходятся во мнении, что происхождение океанийских народов берет свое начало из Юго-Восточной Азии.
Океанию принято делить на три культурных ареала: Меланезию, Микронезию и Полинезию.
Описание плавания
В 1819 г по поручению императора Александра I была организована экспедиция в Антарктику под командованием опытного Ф.Ф. Беллинсгаузена, который без сомнений рекомендовал уже посещавшего Австралию М.П. Лазарева [1788 – 1851]. Стоит отметить, что Ф.Ф. Беллинсгаузен также был участником первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна.
Целями этой экспедиции был поиск земель вблизи Южного полюса и исследование юго-восточной части Тихого океана.
Фаддей Фадеевич предусмотрел необходимость большого количества предметов европейского быта для обмена с островитянами, в результате чего, «Восток» [командующий – Ф.Ф. Беллинсгаузен] и «Мирный» [под командованием – М.П. Лазарева] были гораздо вместительнее европейских судов. Летом 1819 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева вышли из Кронштадта, а 28 января 1820 г. они откроют шестой континент – Антарктиду.
Поиск Антарктиды
В январе 1819 г. британский мореплаватель Уильям Смит, совершая плавание по Проливу Дрейка (между Антарктидой и Южной Америкой), из-за сильного ветра отклонился от курса и случайно открыл Южные Шетландские о-ва, которые находятся совсем недалеко от Антарктиды. Возможно, получив известие об открытии этих островов, российское руководство резонно предположило, что вскоре британцы приступят к их тщательному исследованию, которое может привести к открытию Южного континента. После ухода с мировой арены Французской империи Наполеона Великобритания стала самым сильным конкурентом России, которая, естественно, стремилась открыть Южный материк раньше британцев, чтобы показать, что Россия не уступает Великобритании как морская держава.
Действительно, Великобритания начала готовить экспедицию к Южным Шетландским островам, чтобы исследовать их, объявить собственностью британской короны и выяснить, не являются ли они частью гипотетического Южного континента. Руководителем этой экспедиции был назначен офицер британского флота Эдвард Брансфилд.
В декабре 1819 г. корабль «Уильямс» под командованием Брансфилда отплыл из Вальпараисо (Чили). К тому времени экспедиция Беллинсгаузена была в пути уже около пяти месяцев, однако, важно учесть, что Вальпараисо гораздо ближе к Антарктике, чем Кронштадт. Так или иначе, но русское открытие Антарктиды 28 января 1820 г. произошло всего лишь на два дня раньше того, как ее берега увидел Брансфилд.
Пребывание в Австралии
К тому моменту шлюпы «Восток» и «Мирный» после путешествия до Антарктики нуждались в ремонте. Дальнейшее плавание во льдах было слишком опасным, и в начале марта Беллинсгаузен и Лазарев решили взять курс на Австралию.
К концу марта 1820 г. русские корабли «Восток» и «Мирный» посетили австралийский Порт-Джексон для ремонта и продолжения экспедиции. Здесь уже началось исследование русскими Австралии: была выделена специальная территория для исследований. Увидев интерес русских к науке, Л. Маккуори выделил часть австралийского гербария. Российским мореплавателям также удалось наладить контакты с коренными жителями Австралии.
П.Н. Михайлов (художник при экспедиции). Истории о путешествиях шлюпов «Восток» и «Мирный» и привезенные в Россию артефакты были прекрасно дополнены иллюстративными свидетельствами художника «Востока» Павла Николаевича Михайлова.
Пребывание в Новой Зеландии
22 мая 1820 г. Беллинсгаузен предупредил Лазарева о встрече в новозеландском заливе Королевы Шарлотты, а 28 мая 1820 г. – «Восток» и «Мирный» достигли берегов Новой Зеландии. Мореплаватели увидели высокие крутые горы, которые по бо́льшей части были покрыты лесом.
По прибытии экспедиция обнаружила поселение, откуда вышли два каноэ с узорной резьбой с изображением человеческой головы с высунутым языком и перламутровыми глазами. Затем один человек встал и произнес громкую речь, жестикулируя, а экспедиционный корпус в ответ размахивал белыми платками, демонстрируя мирные намерения.
Беллинсгаузен пригласил на шлюп мужчину преклонных лет, говорившего речь, который, по-видимому, был местным вождем. Как вождь взошел на борт «Востока», Беллинсгаузен подарил ему ткани, зеркало и нож, что весьма обрадовало местного вождя. Затем мореплаватель произнес на языке местных жителей слово «гийка», что означает рыба. Вождь сразу же его понял, громко засмеялся и сообщил островитянам о желании Беллинсгаузена.
К 11 часам вечера к шлюпу «Востока» прибыл и шлюп «Мирный» под командованием М.П. Лазарева.
На следующий день к российским судам снова прибыло два каноэ, которые привезли для продажи рыбу. По приказанию Беллинсгаузена комиссар «Востока» выменял у островитян свыше 100 кг. Рыбы за пронизки, зеркала, гвозди и др. На каноэ Беллинсгаузен снова встретился с местным вождем, коснулся с ним по обычаю носами, «как будто утвердив взаимное дружество», после чего вождя пригласили на обед. Его посадили в первое место между мною и лейтенантом Лазаревым. Вождь с удивлением с удивлением перебирал и рассматривал все столовые приборы, но не принимался есть прежде, нежели другие показали пример. Затем Беллинсгаузен подарил ему полированный прекрасный топор, то он от радости не усидел за столом, бросился наверх на палубу, откуда прямо бросился к своим землякам и, обняв меня, с большою радостью повторял: «токи! токи!» (топор! топор!).
Маори, по окончании своего обеда, сели в два ряда друг против друга, начали петь довольно изрядными напевами и весьма согласно. Один из них всегда запевал, а потом все вдруг подхватывали Наш барабан с флейтою хотя на некоторое время и обратил внимание наших посетителей, но они равнодушно слушали звуки сих инструментов, и начальник объяснял, что и у них есть музыкальное орудие, звуком флейте подобное.
По свидетельствам Беллинсгаузен, новозеландцы забавлялись плясками, состоящими из разных движений при громком пении, топании ногами, движении руками и эта пляска казалась воинственной. Художник Павел Михайлов прекрасно запечатлел нарисовал сию пляску; изобразил все кривляния лиц, глаз, положение частей тела и чрезмерно напрягаемые мускулы.
Утром на следующий день Беллинсгаузен пригласил художника Михайлова, астронома Симонова и некоторых офицеров шлюпа «Востока», лейтенанта Лазарева и офицеров шлюпа «Мирный» посетить островитян.
Мы пристали к ближайшему селению, за первым мысом к северу от Корабельной бухты (Ship Gove), где обнаружили еще одно поселение островитян. Беллинсгаузен сделал главе поселение и жене его несколько подарков, дочери подарил зеркало, а маори подарили Беллинсгаузену узочатую ткань из новозеландского льна.
Важно отметить, что в ходе пребывания на Новой Зеландии капитан «Мирного» М.П. Лазарев и капитан-лейтенант Завадовский отправились вверх по одной рек, и даже побывали в лесу, заросшему переплетенными лианами.
Российские моряки пробыли в Новой Зеландии около недели, а исследование ими места были связующим звеном между племенами Северного и Южного островов, поэтому свидетельства из первой русской антарктической экспедиции представляют собой большую ценность по сей день.
Пребывание в архипелаге Туамоту (острова Россиян)
После остановки в Австралии и Новой Зеландии «Восток» и «Мирный» взяли курс на полинезийский архипелаг Туамоту.
Именно там в июле 1820 г. экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева были открыты и нанесены свыше десятка атоллов, названные в честь выдающихся русских военных и государственных деятелей. Например, атоллы Барклай-де-Толли, Волконского, Милорадовича, острова Раевского и так далее.
Примечательно, что после Антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен дал архипелагу Туамоту название «Острова Россиян» в честь множества островов, открытых там отечественными мореплавателями и названных ими в честь выдающихся отечественных деятелей.
Пребывание на о-ве Таити
В августе 1820 г. корабли первой русской антарктической экспедиции «Восток» и «Мирный» посетили Королевство Таити. К XIX в. оно было достаточно развитым для региона политическим образованием.
На Таити российскую экспедицию тепло принял таитянский король Помаре II, а этот момент был также превосходно запечатлен художником при экспедиции П.Н. Михайловым.
Русские исследователи тщательно изучили флору, фауну и горные породы острова. Более того, они подробно описали быт и обычаи местных народов (ремесла, одежду, оружие, посуду, музыку). Ученый И.М. Симонов, провел на Таити множество астрономических наблюдений. Благоприятный климат, дружелюбное население, большие запасы провизии и воды – всё это произвело на русских мореплавателей приятное впечатление.
Экспедиция пробыла на Таити почти две недели, после чего снова направилась к архипелагу Туамоту, чтобы посетить открытый в 1816 г. Коцебу атолл Крузенштерна (Тикехау). Побывав на этом атолле, Беллинсгаузен открыл к востоку от него атолл Лазарева.
Пребывание на острове Оно
В начале сентября 1820 г. экипаж первой русской антарктической экспедиции прибыл на остров Оно, располагающийся в архипелаге Фиджи. Ранее этот остров посещался европейцами только единожды, в 1789 г.
При приближении шлюпов «Восток» и «Мирный» к берегу о-ва Оно, им навстречу вышло множество каноэ. Позже на борт «Востока» взошел сам король острова Оно. Его звали Фио. Король о-ва Оно и начальник русской экспедиции Беллинсгаузен приветствовали друг друга, прикоснувшись носами.
Потом, по желанию Фио, Беллинсгаузен и капитан-лейтенант Завадовский сели с ним на пол. Приближенный к королю по имени Пауль и ещё один островитянин, пожилых лет, также сели, и мы составили особенный круг. Тогда, по приказанию Фио, подали с его лодки ветвь кокосовую, на коей были два зелёных ореха. Он взял сию ветвь, отдал Паулю, который, держа оную за конец кверху, начал громко петь; в половине пения пристали два островитянина, потом все хлопали в ладоши и по своим ляжкам. После сего Пауль начал надламывать каждый отросток от ветви, прижимая их к стволу и при каждом надламывании приговаривал нараспев какие-то слова; по окончании сего все запели и били в ладоши, как и прежде. Без сомнения, действие сие изъявляло дружелюбие, ибо островитяне всячески старались доказывать нам свои дружественные расположения. Фио пил с нами чай. Всё, что он видел, было для него ново, и потому он с вниманием все рассматривал.
Согласно дневнику Беллинсгаузена, многие острова, близкие к о-ву Оно, «оказались обработанными и должны быть плодоносны». Также путем обмена русские моряки смогли получить искусно украшенное оружие, ткани, украшения из ракушек и иные предметы быта местных жителей.
Шеи по большей части были украшены очищенными перламутровыми ракушками, тесьмами из человеческих волос, на которых нанизаны мелкие ракушки, и ожерельями, выделанными из ракушек, наподобие стекляруса.
Многие черты самобытной культуры жителей о-ва Оно сохранились в нетронутом виде. По воспоминаниям Беллинсгаузена, местные жители были «веселого нрава, откровенны, честны, доверчивы и скоро располагают к дружеству».
Также экспедицией было записано несколько слов острова Оно – пуака (нож), малук (кость), ейколо (кольцо на руке) и др.
Экипаж русской антарктической экспедиции пробыл на о-ве Оно около трёх дней. Перед отплытием островитяне преподнесли русским морякам таро, ямс, кокосы, сахарный тростник, бананы и иные припасы для дальнего плавания.
Австралия и исследования Антарктиды
4 сентября 1820 г. корабли направились к Порт-Джексону, куда прибыли 21 сентября. Пробыв в этой гавани до 11 ноября 1820 г., «Восток» и «Мирный» вышли во второе антарктическое плавание. С конца ноября 1820 г. до середины января 1821 г. Беллинсгаузен и Лазарев четырежды направлялись к югу из разных пунктов, пытаясь добраться до Южного материка. 22 января 1821 г. экспедиция достигла самой южной точки на своем пути – 69°53` ю. ш. и 92°19` з. д. В тот же день был открыт остров, названный именем Петра I, а 29 января был открыт гористый участок побережья, получивший название Земли (Берега) Александра I.
Затем экспедиция направилась к Южным Шетландским островам и оттуда через Рио-де-Жанейро и Лиссабон – в Россию.
5 августа 1821 г. корабли прибыли в Кронштадт. Экспедиция пробыла в плавании семьсот пятьдесят один день и прошла около 49 тыс. морских миль – путь, который по протяженности почти в два с половиной раза превышает длину экватора.
Заключение
В результате этого плавания был открыт материк Антарктида, открыты и положены на карту ряд островов в Океании, было уточнено положение множества важных для навигации пунктов на берегах Австралии, Новой Зеландии и на других островах Океании, а также проведены обширные океанографические исследования и собраны данные, проливающие свет на природу океанских течений, образование морских льдов и коралловых островов. Более того, в ходе данной экспедиции отечественные мореплаватели преодолели путь в два раза превышающий длину.
Лекция составлена на основе материалов научно-популярного издания «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», подготовленных кандидатом исторических наук, научным сотрудником Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН С.Е. Пале, в рамках образовательно-просветительского проекта «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» при поддержке Фонда президентских грантов, реализуемого Фондом им. Миклухо-Маклая.
Научно-популярное издание утверждено к печати Ученым советом Института востоковедения РАН (ФГБУН ИВ РАН)
Ответственный редактор: Н.Н.Миклухо-Маклай-младший
Научный редактор: д.и.н. профессор А.Я.Массов