Поселения (нуу) в основном расположены в прибрежной полосе. Жилые постройки (фале афолау) имеют овальную форму, дома собраний (фале теле) – круглую. Дома обычно располагаются вокруг открытой площадки, являющегося церемониальным центром (малае). Принцип наследования – амбилинейный. Деревню населяют несколько большесемейных общин (аинга), которые возглавляют матаи. Матаи подразделяются на две специализированные и взаимозависимые категории: алии («вожди») и тулафале («вожди-ораторы»). Обе категории имеют системы титулов ранжированного порядка. Самый высокоранжированный матаи является вождем деревни. В различных самоанских деревнях градация рангов не согласуется с обоими типами титулов: алии может быть самым высокоранжированным вождем в одной деревне, а тулафале – в другой; либо вожди каждой категории могут иметь схожий по высоте ранг. На деревенских советах (фоно) заседают обе категории матаи. Нетитулованные мужчины и молодые люди (таулелеа) образуют группу ауманга («сила деревни»), которую возглавляет манаиа. Жены матаи образуют группу фалетуа ма тауси, а незамужние женщины и девушки – ауалума. Ауалума возглавляется старшими женщинами и таупоу («дева деревни»). Деревни формируют субокруга и округа. При отстустствии централизованной власти, обладатель самых высокоранжированных титулов (Туи Атуа, Тамасоалии, Нгатоаителе, Туи Аана, ) правящих округов был известен как тупу («король Самоа»). Этими титулами были Туи Атуа (округ Туи Атуа, о-в Уполу), Тамасоалии, Нгатоаителе (округ Туамасанга, о-в Уполу), Туи Аана (округ Туи Аана, о-в Уполу), Ле Пуле о Салафаи (о-в Савайи). Первые четыре титула имели общее название тафаифа («обладатель четырех»).
Были развиты судостроение, изготовление тапы (сиапо), тонких циновок (ие тонга, служивших предметов церемониальных обменов). Распространена татуировка. Практиковался ритуальный каннибализм. Особыми боевыми трофеями были отрубленные головы врагов. Широко распространено церемониальное питье кавы. Развит этикет. Характерны головные уборы (туинга) вождей из человеческих волос. Церемониальные атрибуты тулафале: жезл (тоотоо) и хлопушка (фуэ).
Богатый фольклор. Имели развитую мифологию (космологические мифы, миф о происхождение людей от червей и др.).
Лит.: Buck P. Samoan Material Culture. Honolulu, 1930.
Gilson R. Samoa 1830 to 1900. The Politics of a Multi-Cultural Community. Melbourne, 1970.
Keesing F., Keesing M. Elite Communication in Samoa. A Study of Leadership. Stanford, 1956.
И. В. Чининов
к.и.н., научный сотрудник Центра азиатских и
тихоокеанских исследований ИЭА РАН